Подписаться
KOHCALT@GMAIL.COM 8 (919) 629 20 00

Приказ Минтранса №287. Кому теперь нужно обучаться по БДД

Прежде чем начнете знакомиться со статьей, подумайте есть ли у вас такие вопросы…

разбираем Приказ Минтранса №287
  • Кто может быть ответственным по БДД и нужен ли он вообще?
  • Какими нормативными документами пользоваться для обеспечения БДД?
  • Нужно ли ответственному лицу обучение и аттестация по БДД?
  • Какие мероприятия проводить для выполнения ст. 20 ФЗ-196 «О БДД»?
  • Где взять полный пакет готовых шаблонов для обеспечения БДД?

Приказ Минтранса №287. Кому теперь нужно обучаться по БДД.

Практически у всех, кто эксплуатирует транспорт в связи с выходом нового Приказа Минтранса №287 появилась потребность в комментариях эксперта по обучению БДД.

Мы с вами разберем, что же нового этот Приказ Минтранса нам принес. И как действовать руководителю, специалисту по БДД и ИП с учетом того что у него есть на руках.

Итак, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. №287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Убедиться в том, что этот Приказ действительно действующий и зарегистрирован, можно взглянув на страницу с громким названием Министерство Юстиции Российской Федерации.

Минюст и Приказ Минтранса №287

О старом Приказе Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» можно забыть.

Он утратил силу 14 августа 2015 г.

Скачать актуальную версию Приказа Минтранса №287 вы можете на официальной странице Гаранта.

Скачать Приказ Минтранса №287

Я начну с типичных ситуаций в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП. И разобрав эти примеры, далее мы обсудим какие специалисты должны быть обучены по БДД.

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы

Ситуация #1. На сегодняшний день, например, у руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение на руках о том, что он несколько лет назад прошел обучение в рамках требований Приказа Минтранса 75 (на сегодняшний день утратил силу).

Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении данного курса, и затем успешно был аттестован в надзорном органе.

В надзорном органе также выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.

Сразу оговорюсь, разобрав этот пример, остальные примеры будет понять намного проще.

Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД это два разных мероприятия. Так как эти два мероприятия следуют одно за другим, то у многих из вас это выглядит как единый процесс.

Но к каждому из них «привязана» своя нормативная база. Это очень важный момент.

Поэтому теперь нормативная развязка выглядит следующим образом.

Если вы как специалист ответственный по БДД аттестованы в надзорном органе и у вас на руках удостоверение от них, то вопрос об аттестации закрыт.

Следующая аттестация у вас будет через 5 лет. Переаттестация в связи с тем, что вступили в силу новые Квалификационные требования не требуется.

Цитируем Приказ Минтранса №13/11:

…Досрочно аттестация производится в случаях, когда на организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями…

Вопрос с аттестацией закрыт. Но теперь самое интересное. Вопрос с образованием или обучением по БДД открыт.

Вместе с появлением Приказа Минтранса №287, в КоАП РФ появилась дополнительная статья:

Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей

Это значит, что аттестованный специалист не соответствует профессиональным и квалификационным требованиям.

Какие несоответствия могут здесь быть.

Сначала процитируем требования согласно Приказа Минтранса №287:

…16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность…

Теперь о несоответствиях:

  • 1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00, имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

    Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Здесь все поправимо. Специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований (а аттестация уже есть, аттестовываться не надо).

  • 2. Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

    Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о высшем образовании.

    И нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Таким специалистам сейчас труднее всего. Я знаю такие случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование, проработал в должности более 10 лет, и он вписывался в требования законодательства.

    И теперь ему грозит увольнение так как нет базового высшего образования. Я пока не знаю таких случаев, чтобы кто-то для сохранения работы пошел получать высшее образование (стал студентом).

  • Внимание!
    У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей бесплатной консультационной поддержке на базе образовательного учреждения АНО «Специалист». Проект двух экспертных организации — это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
  • Подробнее...

Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы обучены, но не аттестованы

Ситуация #2. На сегодняшний день у специалиста (после обучения по БДД) есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 года) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Специалисту по БДД выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел или сменил работу неожиданно. Или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса №287 и лучше подождать нововведений.

Как вы уже поняли, удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие Квалификационные требования.

Такому специалисту, если есть базовое высшее образование необходимо сделать следующее:

  • 1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00.

    Такому специалисту необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца).
    После этого аттестоваться в надзорном органе.

  • 2. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) входящей в укрупненную группу 23.00.00.

    Такому специалисту необходимо повысить квалификацию. С чем это связано? Это связано с тем что согласно Приказа Минтранса №13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.

    Так как Приказ Минтранса РФ от 23 июля 1998 г. N 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменили, то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно.

    Это может быть программа объемом, например, 32 часа, 40 часов или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.

    И после того как вы повысили квалификацию, вы с удостоверением от образовательного учреждения идете аттестовываться в надзорный орган.

  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
  • Подробнее...

Что делать по Приказу Минтрнаса №287, если вы не обучены и не аттестованы

Ситуация #3. Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса №287 (Квалификационные требования) и выполнить требование по аттестации специалиста ответственного по БДД.

Ваши действия как специалиста ответственного по БДД точно такие же, как и в Ситуации #2.

Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно.

Это закреплено в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ФЗ-273 Об образовании

Цитирую:

…Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников…

Это намного удобнее чем очное обучение, потому что не нужно лично присутствовать при обучении.

Обучение по БДД в 256 часов это все-таки несколько месяцев за партой. Дистанционное обучение по БДД теперь можно получить в более комфортной обстановке.

Диплом очного и дистанционного обучения по БДД абсолютно равноценны.

Если вы спросите, есть ли какой-то утвержденный или аккредитованный список образовательных учреждений, то я вам отвечу, что такого списка нет.

Поэтому вы должны знать, что если в надзорном органе вам скажут что диплом который вы им предъявили они принимать во внимание не будут, то они действуют не законно.

Процитирую требования к образовательным учреждениям в Приказе Минтранса №287:

…2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам

И все.

После того как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Или после того как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысиь квалификацию можно так же дистанционно), вы подаете документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса №287

Теперь о том к каким специалистам предъявляются Квалификационные требования. Опять же цитата из Приказа Минтранса №287 (водителей не включил, это отдельная тема):

…3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
контролер технического состояния автотранспортных средств;
контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов

Здесь, я дам следующий комментарий.

Обратите внимание! Требования к профессиям и должностям!

Здесь не обозначены генеральные директоры, директоры, заместители директоров, начальники, инженеры, механики и т.д.

Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать в первую очередь как профессию.

То есть важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо должностное лицо (как бы оно не называлось) которые выполняет работу по этим профессиям.

Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста за обеспечение БДД.

Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник, и будет работать по профессии «специалист за обеспечение БДД».

Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много (работа с помещениями, с пожарным оборудованием, с подъемными механизмами). Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «контролер».

В том и другом примере, начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать Квалификационным требованиям в рамках Приказа Минтранса №287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

  • К сведению!
    Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
  • Подробнее...

На кого распространяется действие Приказа Минтранса №287

Теперь важный комментарий Приказа Минтранса №287: на какие организации распространяется его действие.

В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта.

Данное пособие было выложено на официальном сайте Минтранса РФ. Цитирую очень важный момент:

Особые требования к организациям, выполняющим перевозки.

В зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств, все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:

— субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;

— субъекты, выполняющие перевозки, т.е. оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.

Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности – наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.

Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности.

Эти требования сформулированы в п. п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-196 «О БДД».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

— обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом…

Отсюда делаем очень простой вывод. Если ваша организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в Уставе организации), то значить вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287.

Если ваша организация, например, просто перевозит бухгалтера в налоговую или директора на совещание, то ваша организация находится вне рамок Квалификационных требований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
  • Я констатирую факт, что у многих руководителей, специалистов и ИП, в связи с принятием Приказа Минтранса №287 есть полное непонимание того что надо делать.

    Опять же факт, образовательные учреждения не могут квалифицированно проконсультировать вас по вопросам касающимся правильного трактования Приказа Минтранса №287.

    Здесь могу с гордостью сказать, что в России есть единственное образовательное учреждение, которое мы консультируем на экспертном уровне, это АНО «Специалист» — наши партнеры по дистанционному обучению БДД в рамках Приказа Минтранса №287.

    Подробнее о нашем совместном проекте двух экспертных организаций можно узнать…

  • ЗДЕСЬ
эксперт БДД
…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой E-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ

ЗАПУЩЕНА НОВАЯ ПРОГРАММА-СОДЕЙСТВИЕ «ПРАКТИКУМ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД за 30 ДНЕЙ»

онлайн участие в обучении БДД
  • Проверьте свою компетентность;
  • Проведите транспортный экспресс-аудит;
  • Упакуте свою работу немедленно и на 100%;
  • Составьте свою «папку нормативных актов по БДД»;
  • Возможность погрузиться в мероприятия по БДД;
  • Оцените готовые решения разного уровня экспертности.
CАМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ СТАТЬИ:

Кто и как должен проходить обучение и аттестацию по БДД… подробнее
Нужно ли походить обучению и аттестацию по БДД. Решение суда… подробнее
Проблемы при обеспечении безопасности дорожного движения… подробнее

Посмотреть полный текст решения суда о незаконности требования обучения и аттестации лиц по БДД в организациях, которые не являются предприятиями транспорта, можно… ЗДЕСЬ
Дистанционное обучение специалистов по БДД в рамках Приказа №287… ЗДЕСЬ
Пакет готовых документов для ответственного по БДД получите… ЗДЕСЬ
Комментариев 39
  1. Доброго вечера, Константин.
    «— субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;»
    вот мы перевозим для своих нужд — от нас, в аэропорт — для отправки заказчику опасный груз и в уставе нет строчки, что мы оказываем услуги по перевозке грузов» — мы по прежнему должны иметь в штате аттестованного ответственного по БДД?
    Хорошо, раз мы перевозим ОГ — должны иметь в штате такого специалиста. У нас есть сотрудник с высшим военным образованием, с квалификацией инженер механик по эксплуатации автомобильной техники — значит он соответствует квалификационным требованиям. И этот сотрудник ранее проходил обучение и аттестацию по БДД. Срок истекает в 18 году.
    В какой срок он должен пройти дополнительное обучение/повышение квалификации? Уже должен — так как вышел приказ или можно «дотянуть» до окончания срока аттестации?
    На момент обучения, если в это время будет проходить проверка УГАДН — это будет считаться нарушением (отсутствие повышения квалификации/обучения) или, раз он уже учится — нарушения нет?
    Спасибо.
    С уважением, Игорь.

    • По поводу Устава. Если в Уставе не ни строчки о «перевозке», то это не значит, что вы «НЕ первозчик». Здесь все наоборот, если вы по факту оказываете услуги по перевозке (занимаетесь такой деятельностью), то в Устав необходимо довнести деятельность которой вы занимаетесь. То есть при открытии организации были заявлены одни виды деятельности, но по факту (причины могут быть разные) вы стали заниматься другой деятельностью или еще одной (например, перевозкой). Тогда необходимо вносить изменения в Устав.

      В КоАП добавлена статья (административная ответственность) за несоответствие квалификационным требованиям. Это значит, что соответствовать требованиям можно только тогда, когда выполняются два условия одновременно (а не одно из них). То есть одновремнно должен соответствовать Квалификационным требованиям в рамках Приказа Минтранса №287 и быть аттестованным в Рамках Приказа Минтранса №13/11. Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, то с точки зрения закона это будет являться составом административного правонарушения (эта статья и ответственность процитированы выше в самой статье).

      Срока который регламентирует когда нужно получить ДПО нет. С точки зрения закона два варианта: специалист либо соответствует, либо не соответствует Квалификационным требованиям Приказа Минтранса №287. Исходя из этого специалист (или руководитель) принимает решение: либо сейчас обучиться (исключить риски привлечения к адмответственности), либо «дотянуть» до аттестации (принимая на себя риски быть наказанным).

      Я думаю, если специалист уже учится на момент проверки, то риск быть привлеченным становиться минимальным (вряд ли будут наказывать).

      Спасибо, за отзыв. Именно такие вопросы задают очень часто.

  2. Добрый вечер, Константин. Предприятие занимается оказанием ритуальных услуг населению. Директор прошел обучение по курсу «Подготовка и переподготовка специалистов по безопасности движения на автомобильном транспорте» в 2011 году по 82 часовой программе, сдал экзамен. Сколько человек и по каким курсам должно быть обучено на предприятии в связи со всеми новшествами в законодательстве?

    • Добрый день. Если речь идет о перевозке как виде деятельности (то есть вы оказываете услуги по перевозке), то в глазах надзорного органа вы являетесь «перевозчиком». Это значит, что согласно пункта 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД», вам необходимо назначить ответственного за обеспечение БДД, который должен соответствовать Квалификационным требованиям Приказа Минтранса №287 и быть аттестованным в рамках Приказ Минтранса №13/11.

      Что касается обучения, то, чтобы специалисту ответственному по БДД соответствовать требваниям, то необходимо иметь базовое высшее образование. И если оно не автомбильного профиля (не входит в укрупненную группу 23.00.00), то необходимо получить Дополнительное Профессионально оборазование по программе объемом не менее 256 часов свыдачей диплома установленного образца.

  3. Добрый день, Константин.
    Какие ещё, помимо ответственного за БДД, специалисты должны быть в штате предприятия, занимающегося грузоперевозками для собственных нужд? Достаточно ли одного обученного и аттестованного в соответствие с приказом № 287 ответственного за БДД?
    Спасибо.

    • Как минимум должно быть два ответственных лица (совмещение возможно в рамках Трудового Кодекса):
      1. Специалист ответственный за обеспечение БДД (работает с персоналом — инструктажи, медосмотры, стажировки и т.д.)
      2. Ответственный за техническое состояние и эксплуатацию (работает с транспортом — выпуск на линию, направлени на ремонт и ТО)

      Оба этих специалиста должны сооответствовать Квалификационным требованиям Приказа Минтрнаса №287, кроме того «специалист ответственный за БДД» должен быть еще и аттестован.

  4. Добрый день!
    Наша организация занимается обслуживанием и строительством инженерных систем, а также оптовой торговлей. У нас есть 2 грузовых фургона. В видах деятельности у нас не прописана «перевозка», но тем не менее вы возим грузы как для собственных нужд, так и доставки до клиентов, хотя из без договоров, а просто по программе лояльности.
    Я являюсь главным инженером, в мои обязанности вписаны должностные инструкции механика и диспетчера. Я обучен и аттестован как специалист по БДД. Во время обучения у меня был спор с преподавателем, что главный инженер не может быть ответственным за БДД в организации, т.к. не является руководителем из числа директоров или замов ))). Поэтому я и обучился на специалиста, а ответственным руководителем за БДД получается по умолчанию генеральный директор, но он не обучен и не аттестован.
    Вопросы вообще, но и теперь в разрезе нового приказа 287:
    1. Нормально ли, что ответственный за БДД(директор по умолчанию) не обучен и не аттестован, но есть аттестованный специалист (я) по БДД в организации. Имеет ли право быть такая система обеспечения БДД в организации.
    2. Могу ли я всё же будучи главным инженером быть ответственным за БДД??
    3. До сих пор не пойму по совмещению обязанностей. Также преподаватель при обучении сказал, что нельзя совмещать функции механика и диспетчера.
    Могу ли я по праву быть и механиком и диспетчером?
    4. И вопрос вытекающий из 2 и 3. Может ли один сотрудник тянуть все мероприятия по БДД от руководителя до специалистов? Имея 2 единицы транспорта, это не так сложно, но бюрократия…

    • Добрый день. С учетом того, что по факту вы оказываете услуги перевозки (в этом случае вас надзорный орган будет рассматирвать как «перевозчика»)
      1. Понятно, что директор по умолчанию отвечает за выполнение требований по обеспечению БДД, но пункт 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» обязывает назначить специалиста ответственного за БДД.
      2. Конечно можете. Главное не как называется ваша должность, а что написано в вашей должностной инструкции и соответствуете ли вы, как специалист, Квалификационным требованиям в рамках Приказа Минтранса №287.
      3. Совмещение и совместительство предусмотрено Трудовым Кодексом. Главное правильно это документально оформить. Единственное исключение где совмещать нельзя (это тоже в Трудовом кодексе написано) это совмещение работы по управлению транспортным средстом и работу по управлению движением транспортных средств. То есть нельзя совмещать работу водителя и работу диспетчера.
      4. Может. Главное чтобы правильно было оформлено совмещение: в должностных инструкциях (или в должностной инструкции) должны быть обозначены обязанности всех работ, соответствие квалификационным требованиям по всем профессиям и обязательное закрепление ответственности по всем работам в Приказе или Приказах по организации.

      • Спасибо!
        Но еще вот интересует, что…У нас кроме двух фургонов, по которым мы стараемся обеспечивать мероприятия по БДД, есть два легковых авто, которые по договорам аренды с физ. лицами используются для производственных нужд, а также все сотрудники (более 10 точно) с личными л/а имеют топливные карты и сдают информацию по поездкам в формате «своих» путевых листов для бухгалтерии. По этим авто никаких мероприятий по БДД не происходит.
        Вопрос, возможно ли оформлять путевые листы, но только для контроля за ГСМ для бухучета? Проще говоря, может ли документ, называемый путевым листом, быть без отметок медика и котроллера тех. состояния?

        • Для того чтобы возникла обязанность обеспечивать БДД необходимо чтобы два условия выполнялись одноврменно:
          1. Наличие авто у организации на праве собственности или на праве аренды.
          2. Это авто эксплуатируется (идет движение затрат — ГСМ, ТО и так далее).

          Поэтому вывод простой. Чтобы бухгалтерия провела затраты на авто, он должен быть в аренде (это про ваших сотрудников). А как только вы заключаете договор аренды (не важно ваш сотрудник или не ваш, начальник или водитель), то сразу возникает необходимсоть выполнять все мероприятия с этим авто и сотрудником который этим авто управляет. Потому что выполняются два условия.

  5. Уважаемый Константин! Прокоментируйте, пожалуйста требование транспортного инспектора об обучении водителей по программе
    повышения квалификации в специализированном учреждении с получением удостоверения по приказу 287. 20-часовая программа ,которую мы проводим сами, не принимается , мотивируя тем ,что она отменена .Занимаемся перевозкой пассажиров.Считаю требование неправомерным.

    • Для организаций, которые занимаются перевозками (как видом деятельности) есть Квалификационные требования (Приказ Минртранса №287). В них действительно есть требования и к водителям. Но эти требования отрабатываются при профессиональном отборе (то есть при приеме на работу).

      Это делается в рамках Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59
      «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

      Цитирую: «…10. В ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом)…»

      То есть при приеме водителя проверяют (беседуют с ним), все ли он знает и все ли он умеет в рамках Квалификационных требований Приказа Минтранса №287. Если знает — принимают. если не знает, то не принимают (это касается только простых водителей). Дополнительное обучение, согласно этого Приказа, нужно только водителям Опасных грузов и водителей со спецсигналами.

      Повышение квалификации водителя это уже отделаьная тема, которая обозначена в пункте 1 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Если взять 20-ти часовую программу и прочитать пояснительную записку, то мы видим следующее:

      «…Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организации разработаны в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального Закона «Об образовании».
      Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций…»

      Эту самую «необходимость» привлекать специалистов со стороны определяете вы сами. То есть либо проводите сами своими силами, либо привлекаете специалистов со стороны (то есть образовательно уччреждение).

      С ваших слов, у транспортного инспектора каша в голове (прошу не обижаться если это читает транспортный инспектор). 20-ти часовую программу никто не отменял, она как была РД (то есть руководящим документом) так и остается быть просто рекомендательным документом.

  6. Уважаемый Константин!Наша организация ДОСААФ, занимается оказанием услуг по обучению водителей транспортных средств и я сейчас имею двоякое мнение. С одной стороны мы не подпадаем под «особые требования» приказа 287, а с другой стороны в банк кассира возим.
    Спасибо.

    • Если кассир — это ваш штатный сотрудник, которого вы возите по вашим служебным делам, то беспокоиться не стоит.

      • Константин, добрый день!

        Наша организация (сотовая связь) имеет на балансе несколько тысяч легковых автомобилей по России.
        Перевозка только собственных сотрудников, и собственного оборудования на базовые станции.
        Коммерческими перевозками не занимаемся.
        В Ваших комментариях неоднократно читал, цитирую «Если кассир (человек, которого вы перевозите) — это ваш штатный сотрудник, которого вы возите по вашим служебным делам, то беспокоиться не стоит (касательно требований приказа 287).»
        Нашей компании это тоже не касается?
        Если да, то в каком конкретно законе, приказе, постановлении это написано.
        На данный момент с нас требуют 20-ти часовые программы для водителей, наличие всех специалистов в каждом филиале и обособленном структурном подразделении, соответствующих приказу 287, ведение всех журналов, соблюдение всех процедур по выпуску транспорта и водителей, словно мы коммерческое грузовое или пассажирское АТП.

        • Требования к организациям которые эксплуатируют транспорт едины (инструктажи, стажировки, медосмотры, повышение квалификации, выпуск транспорта на линию и так далее) это регламентировано статьей 20 ФЗ-196 «О БДД». Но к организациям, которые эксплуатируют транспорт для перевозочной деятельности (регулярные перевозки пассажиров, перевозки пассажиров по заказам, такси, услуги по перевозке грузов) предъявлюятся дополнительные требования. Эти требования предъявляются не вместо основных, а дополнительно к ним и прописаны они в пункте 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД»:
          1. Соответствие квалификационным требованиям специалистов обеспечивающих БДД (Приказ Минтранса №287)
          2. Аттестация специалиста ответственного за БДД (Приказ Минтранса №13/11)
          3. Выполнение Правил обеспечния безопасных перевозок (Приказ Минтранса №7).

          В итоге вы должны делать все, кроме требований пункта 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД».

  7. Добрый день! Столкнулся с таким вопросом. Я выполняю основные функции как механик по выпуску ТС, автопарк 20 машин, коммерческие перевозки. Имею диплом о высшем образовании «инженер» (автомобильный транспорт). Прошёл обучение по БДД и аттестацию, соответственно имею свидетельство и удостоверение по БДД. На мне закрепили обязанность по БДД.

    Могу ли я совмещать должность диспетчера без дополнительного обучения и аттестаций? В аналогичном случае у знакомого транспортники сообщили, что кроме вышеперечисленного он должен ещё иметь и свидетельство о прохождении курсов на диспетчера с соответствующей аттестацией.

    • В рамках Приказа Минтранса №287, речь идет о получении дополнительной профессии. То есть выполнять работу по каждой из профессий должен дипломированный специалист. Если вы получили профессию «специалист ответственный по БДД», то чтобы работать по профессии «контролер» или «диспетчер» вам снова надо учиться чтобы быть дипломированнм специалистом именно по это профессии. Аналогию можно провести с профессиями «слесарь» и «токарь». Оба они работают с инструментами, но чтобы слесарю работать токарем, диплома слесаря ему не достаточно, надо обучиться на токаря.

  8. Здравствуйте Константин. Я работаю в транспортной компании осуществляющую перевозки грузов, моя должность механик по выпуску. На данный момент имею среднее техническое образование » старший техни», есть действующая аттестация по БДД, в этом году заканчиваю ВУЗ по направлению 2300…..Скажите пожалуйста если у меня сейчас нет высшего образования по этому направлению, то я не могу занимать эту должность. И ещё вопрос, у меня есть сменщик у которого нет ни среднего ни высшего образования, только аттестация, может ли он занимать эту должность?

    • Я думаю если вы заканчиваете в этом году ВУЗ по направлению 23.00.00 (Техника и технологии наземного транспорта), то вы можете спокойно работать. Это лучше чем вообще не иметь образования. А ваш сменщик, не соответствует Квалификационным требованиям по Приказу Минтранса №287. Все требования в нем должны быть выполнены одновременно, то есть наличие соответствующего образования и наличие аттестации.

  9. Добрый день.
    Нужна Ваша консультация.
    В нашем Учреждении 11 автомобилей. Организация занимается перевозкой документов. У нас есть обученный специалист по обеспечению безопасности дорожного движения (Я), являющейся 3 в 1 (Механик+ диспетчер+ ответственный за БДД) Рабочий день у меня с 8.30-17.30
    Выезд водителей осуществляется с 7.00-19.00. То есть не принять не выпустить автомобиль я не могу.
    Вопросы:
    1.Чем то регламентировано необходимое количество штатных единиц для обеспечения БДД ?
    2. Правильно ли организовано исполнение обязанностей (3 в 1 ) ?
    3. Необходим ли диспетчер?

    За ранее Благодарю

    • Ответы:
      1. Количество штатных единиц для обеспечения БДД ничем не регламентировано. Количество определяется потребностью самой организации с учетом ее структуры.
      2. Согласно Трудового Кодекса совместительство и совмещение не запрещено, а даже регулируется. Все зависит от возможности работодателя и желания работника.
      3. Диспетчер (как и любая другая должность) необходим тогда когда в организации появляется потребность выполнять функционал диспетчера. Диспетчер занимается управлением движения транспортных средств: сбор заявок, распределние авто по заявкам (командировкам), отслеживание исполнения заявок, работа с путевыми листами. Если все это вам необходимо выполнять, то значит у вас есть основания ввести такую должность с разработкой конкретной должностной инструкцией.

  10. Добрый день, Константин! У меня вопрос может быть «избитый-перебитый», заранее извиняюсь, если о таком говорили. Суть: осенью заканчивается аттестация УГАДН, образование среднее профессиональное, входящее в подгруппу 23.00.00.,механиком по выпуску работаю много лет.
    Скажите, как я должен в сентябре поступить, чтобы получить квалификацию согласно пресловутого 287 приказа, контролер тех.состояния? Мне снова обращаться в УГАДН или поучиться у Вас, в Специалисте и спокойно также можно 5 лет не напрягаться? Разъясните, пожалуйста! Удачи Вам и Вашему нужному делу, Константин!!!

    • На сегодняшний день если ваше базовое образование входит в укрупненную группу 23.00.00, то вы можете спокойно работать контролером. В УГАДН вам обращаться не надо, туда обращаются за аттестацией только специалисты ответственные за обеспечение БДД. Если вы обратите внимание, то в Приказе Минтранса №13/11 есть Перечень должностей. В этом перечне «контролера» нет. Тем более скоро этот Перечень должностей (именно в автомобилной части) в Приказе Минтранса №13/11 отменят (исключат).

    • На сегодняшний день если ваше базовое образование входит в укрупненную группу 23.00.00, то вы можете спокойно работать контролером. В УГАДН вам обращаться не надо, туда обращаются за аттестацией только специалисты ответственные за обеспечение БДД. Если вы обратите внимание, то в Приказе Минтранса №13/11 есть Перечень должностей. В этом перечне «контролера» нет. Тем более скоро этот Перечень должностей (именно в автомобилной части) в Приказе Минтранса №13/11 отменят (исключат).

  11. Разъясните пожалуйста такую ситуацию! Наше учреждение:Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-нам тоже нужен специалист службы безопасности движения и кто им может быть? в штате учреждения один водитель. перевозим детей на разные расстояния. имеется транспортное средство ГАЗ-322121, Лада-Приора.Кто может выполнять функцию механика, диспетчера. как это подтверждается правильно, какие документы нужно иметь.
    Учреждение находится в небольшом поселке. Ответ пришлите пожалуйста на электронную почту.

    • То что ваша организация занимается перевозочной деятельностью, здесь сомнений нет. Все требования статьи 20 и пункта 4 этой же статьи ФЗ-196 «О БДД» необходимо выполнять. Ваш вопрос очень обширен в части правильной организации работы по обеспечнию БДД. Ответить в двух словах не получится. Рекомендую вписаться Программу-содействие. Участие бесплатное. Вы много узнаете и сделаете, если будете следовать моим рекомандациям, которые будет получать в рамках этой программы с регулярностью 2-3 дня.
      Вот ссылка, заходите на страницу и оставьте сво данные в подписной форме: http://trans-co.ru/?page_id=4758

  12. Добрый день! Работаю инженером по охране труда на сельхозпредприятии, образование среднее профессиональное по специальности фрезеровщик. Имеется автопарк из 5 машин. Работодатель хочет назначить меня механиком по выпуску и ответственным за обеспечение БДД. Объяснил ему, что в соответствии с законом, я не могу быть ответственным за БДД, так как не позволяет образование, проще нанять человека со стороны. По механику, у меня возникает вопрос: Могу ли я пройти обучение в образовательном центре по 256 часовой программе и выпускать автотранспорт, с выдачей путевых листов и необходимо ли проходить аттестацию в УГАДН?

    • Начнем с главного. Если ваша организация занимается перевозочной деятельностью, то ваше базовое образование не позволяет вам выполнять работу по обеспечению БДД. Но выпускать транспорт на линию, то есть работать по профессии «контролер технического состояния», вы можете. Для этого вам необходимо получить дополнительное профессиональное образование (вы это можете сделать у нас).

      Аттестацию должны проходить только специалисты ответственные за обеспечение БДД.

  13. Добрый день.
    Подскажите, пожалуйста. Перевозим только своих сотрудников, но машин у нас много (примерно 50, ездят они круглосуточно). Если я правильно все понимаю, то нам необходимо иметь ответственного за выпуск ТС и ответственного за БДД в организации. Я немного запутался, обучать нам нужно по другой программе, не как для компании-перевозчика? Образования специального у них нет.
    Правильно ли будет, что обязанности ответственного по БДД будут возложены на специалиста, который занимается другими вопросами? как его обучать? специального образования у него тоже нет.

    • Если ваша организация не занимается таким видом деятельности как «перевозка…», то вы можете поступить следующим образом. Найти сотрудника который согласится выполнять обязанности ответственного по БДД и ответственного за техническое состояние. Если образование далекое от автомоблиьного, то лучше переподготовить и пройти соответствующие курсы. У нас есть для таких организаций и специалистов курс переподготовки в 48 часов с выдачей удостоверения.

  14. Срочно нужна консультация первоклассных экспертов.

    1. Организация занимается законотворческой деятельностью, на балансе есть автомобили для перевозки сотрудников.
    — имеется аттестованное лицо по БДД (до вступления в силу приказа №287) нужно ли переаттестоваться?
    — ст.20 в нашем случае нужно только обучение или и аттестация тоже.
    — на период отпуска отв. за выпуск автомобилей на линии может быть назначен водитель ( с назначением водителя И.О. начальника службы)

    Заранее спасибо!

    • Добрый день.
      1. Аттестация — требование обозначенное в пункте 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Пункты 3 и 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» относятся к тем юридическим лицам кто организовал перевозку пассажиров как вид деятельности. А если еще точнее, к тем юрлицам кто организовал перевозу пассажиров в рамках «Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112
      2. Соответствие Квалификационным требованием специалиста ответственного за обеспечение БДД — требование обозначенное в пункте 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Пояснение выше (такое же).
      3. На период отпуска специалиста ответственного за обеспечение БДД может быть назначен врменно другой работник. Но он должен быть компетентным, то есть обладать знаниями, навыком и опытом, подтвержденными соответствующими документами (дипломы, удостоверения, и/или трудовая книжка). В любом случае должно быть основание: то есть он должен быть компетентен. В любом случае водитель это рабочая профессия, а ответственный за обеспечение БДД это уже категория специалистов. Поэтому если водитель имеет соответствующее образование (диплом, курсы), то руководитель может на полном основании поручить ему такую работу. Если нет — то по-умолчанию ответственным становится руководитель, потому что именно к нему обращены требования законодательства (как к сотруднику представляющему юрлицо)

  15. Здравствуйте. В нашей автошколе обязанности механика и ответственного за выпуск ТС на линию исполняет человек со средним специальным образованием «Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта», повысивший квалификацию и аттестованный в УГАДН. С ним более менее понятно. Непонятно с ответственным по БДД. Могу ли я, как руководитель (образование высшее техническое «инженер-металлург») назначить себя ответственным за БДД? И надо ли проходить какое-то доп. обучение и аттестацию? Учебная езда ведь не является видом перевозок?

    • К юридическим лицам которые организовали перевозку пассажиров как вид деятельности, предъявляются дополнительные требования в виде пункта 3 и пункта 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Именно в пункте 4 написано, что юрлицо обязано назначить специалиста ответственного за БДД соответствующего Квалификационным требованиям (в рамках Приказа Минтранса №287) и аттестованного в установленном порядке (в рамках приказа Минтранса №13/11).

      Если вы не «перевозчик», то ваша организация вне требований этих пунктов. Но основные обязанности которые заложенны в виде требований пункта 1 и пункта 2 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» необходимо выполнять. И в вашем случае по-умолчанию ответственным за обеспечение БДД является руководитель (именно он представлет юрлицо, именно к юрлицу предъявляются требования). Ему нужно просто принять решение: он сам будет отвечать за вполенение мероприятий по обеспечению БДД или он поручит (назначит) компетентному работнику, назначив его «ответственным».

  16. Константин, добрый день! Являюсь Вашим подписчиком и постоянным читателем Ваших рекомендаций и пояснений в области БДД. Вот уже на протяжении года меня интересует вопрос: Может ли обученный специалист в области обеспечения БДД (начальник отдела безопасности дорожного движения) на крупном автотранспортном пассажирском предприятии проводить с водительским составом ежегодные обязательные занятия по 20 часовой программе (техминимум) с уклоном на специфику работы? На сколько могу понимать, что эти занятия должно проводить образовательное учреждение имеющее лицензию на образовательную деятельность (дополнительное образование).
    Вот уже на протяжении семи лет я сам провожу эти ежегодные занятия с водительским составом на нашем предприятии. Сам составляю протоколы сдачи зачетов и сам разработал учебно-тематический с учетом специфики перевозок. Ространснадзор и ГИБДД проверяет и вроде вопросов с их стороны не было, хотя я сомневаюсь…. Константин, дайте, пожалуйста, подробный ответ и ссылки на нормативно-правовые акты! Спасибо!

    • Добрый день. Вы делаете все правильно. Я когда был сам наемным рабочим, тоже проводил обучение по БДД (20-ти часовая программа) самостоятельно и вопросов со стороны УГАДН не было никогда.

      Ответ кроется в самой пояснительной записке к этой программе, цитирую:
      «…
      Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.
      Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий, по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении заносятся в личное дело водителя…»

      И все, ни о каких образовательных учреждениях здесь не написано.

  17. Добрый день, Константин Валентинович. Помогите ответить на 2 вопроса. Мы — перевозчики и груза, и людей. 1 ) Может ли ответственный и контроллер быть в 1 лице ?
    2) Если какая-либо документация не велась, но теперь по вашему пакету шаблонов мы можем начать ее вести, будет ли штраф за ранее не веденные документы ?
    Заранее спасибо

    • Добрый день. Отвечаю:
      1. Да, может (например, совмещать). Но данный специалист должен удовлетворять Квалификационным требованиям Приказа Минтранса №287 и как «специалсит ответственный за обеспечение БДД», и как «контролер технического состояния». То есть должен быть дважды квалифицированным (дважды дипломированным).
      2. Как правило. надзорные органы проверяют текущий месяц и предыдущие три. Но это правило, бывают и исключения.

Добавить комментарий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Да, держите меня в курсе

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

БЕСПЛАТНОЕ онлайн-участие!

Программа-содействие: Как обеспечить БДД от "немедленно" до 30 дней
ПОДРОБНЕЕ...
Нас уже более 4000 специалистов.
БЕСПЛАТНОЕ УЧАСТИЕ