Медосвидетельствование водителей. Отличие от медосмотра.

Медицинское освидетельствование водителей. Отличие от медосмотра.

med_900

Краткое содержание данной статьи:

Данная статья интересна тем, что данный вопрос очень многие не понимают. Не понимают в том числе и сами надзорные органы.

Нужно ли контролировать наличие медицинских водительских справок?

Разберитесь в этом вместе со мной, иначе вы до сих пор не будете знать чем отличается медицинское освидетельствование от медицинского осмотра.

Я обращу ваше внимание на нормативные акты, которые следует детально изучить и пользоваться ими в своей работе, а именно тогда когда речь идет о медосвидетельствовании и медосмотре водителей.

Также в конце статьи подведем итог, нужно ли направлять на медосмотр и за чей счет — работника или работодателя.

  • Кстати

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение водителей по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Не забываем, что требование обучать — не реже одного раза в год.

Подробнее...

Медицинское Освидетельствование. Приказ Минздрава №344н.

Если у вас до сих пор надзорный орган (УГАДН) требует контролировать наличие справок медицинского освидетельствования водителей и требует обновлять их каждый год, то знайте что это требование не законно.

А также незаконно требовать от водителей каждый год проходить медицинское освидетельствование с целью получения новой справки.

Новый закон: Приказ Минздрава №344н ничего принципиально не изменил в этом вопросе.

Нельзя путать такие понятия как медосвидетельствование водителя и медицинский осмотр водителя.

Это два разных мероприятия. И к каждому из них «подцепляется» своя нормативная база.

Прежде чем мы разберемся в этом вопросе, я процитирую вопрос который однажды ко мне поступил.

Пусть не обижается тот кто мне его задал, но исходя из постановки вопроса понятно, что в некоторых организациях полная «каша».

Более того, эту «кашу» заваривают сами надзорные органы.

Итак, вопрос:

…У нас на предприятии кроме периодического (или при приеме на работу) медицинского осмотра водительского состава по приказу Минздравсоцразвития № 302н, мы еще по старому приказу № 831н, снимали копии с медсправок водителей, и контролировали периодичность их прохождения она была 1 раз в 2 года (или ежегодно), если не было противопоказаний, и было понятно по сроку 1 год или два.

Теперь я что-то не пойму, как эти справки контролировать?

В этом приказе четко сказано, что для органов ГИБДД они действуют на один год, а нужны они будут только для водителей при востановлении водительского удостоверения при его замене (через 10 лет) и т.д. и все…

В старой справке был указан срок до какого периода она действует.

Хотя если быть честным, обязанность проводить медицинское освидетельствование, предусмотренное в ст. 23 Закона N 196-ФЗ, в отношении работодателя не установлена ни одним федеральным законом или нормативно-правовым актом.

Звонил в УГАДН Пермского края, спрашивал: «объясните пожалуйстата, что вы скажите по новому Приказу Минздрава № 344н, и как контролировать непонятно откуда взятое вами правило проверять медицинское освидетельствование водителей».

Они сначала сказали что, периодичность прохождения согласно ФЗ-196 медицинского осмотра 1 раз в 2 года (мы это и без них хорошо знаем), а про новый приказ и ничего не знают…

Вот так и живем, кто что-то пишет, кто что-то проверяет, никто ничего не поймет…

Или вот такой вопрос:

…Здравствуйте, Константин. У меня к Вам как к эксперту вопрос, если позволите.

Как доказать инженеру по БДД и фельдшерам по проведению предрейсовых осмотров, что требование справки о медицинском освидетельствовании у водителей не правомерно.

Ссылалась на Приказ Минтрнаса №344н прил. №1 п.4, выдергивают слова из контекста, стоят на своем что в ФЗ-196, сказано что должны «нести справку» и все. (хочу заметить, что вышеупомянутые лица имеют большой стаж работы, Газпром, ПНД и т.д.)…

Главный и короткий ответ: справки о медицинском освидетельствовании водителей контролировать не надо и требовать их обновления тоже не надо!

Теперь о Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. № 344н
«О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»

приказ минздрава 344н

Скачать последнюю версию можно ЗДЕСЬ

А теперь цитируем и анализируем фразы которые неверно истолковываются как надзорными органами, так и самими специалистами.

Справка о Медосвидетельствовании водителя. Срок действия.

Цитирую текст Приказа Минздрава №344н, который неверно применяют:

…Медицинское заключение действительно для предъявления в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения, в течение 12 месяцев с даты выдачи

Многие неверно думают, что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев, а значит ее надо менять, и требуют от водителя проходить медосвидетельствование каждый год.

Этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которму необходимо получить водительское удостоверение впервые или заменить старое водительское удостоверние.

То есть смысл здесь простой, физическое лицо прошло медицинское освидетельствование получило справку и у него есть 12 месяцев, чтобы предъявить их сотрудникам ГИБДД (работодатель тут вообще не причем) для получения водительского удостоверения.

Спустя 12 месяцев, если физическое лицо промурыжилось и забыло заняться вопросом получения водительского удостоверения, то получать справку надо заново.

Именно так работает срок в 12 месяцев в данном контексте закона.

Еще раз повторю, медосвидетельствование не отностится к обязательным медицинским осмотрам, потому что это два разных мероприятия.

Еще один вопрос:

…Здравствуйте, уважаемый Константин!

Буду Вам очень благодарен, если Вы уделите внимание моему вопросу.

Занимаю должность инженера по БДД, организация представлена во многих регионах РФ.

Руководители краевого отделения требуют от филиалов, то есть от нас, чтобы мы, в свою очередь, ТРЕБОВАЛИ от всего водительского персонала получения «водительской» мед. справки (то есть прохождения медицинского освидетельствования).

В настоящее время эти вопросы регулируются Приказом Мин. Здрава РФ №344н от 15.06.2015 «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения».

Насколько я понимаю, согласно этим нормативным документам, если при прохождении периодических медицинских осмотров (профессиональных осмотров) не выявлены никакие медицинские противопоказания у водителей транспортных средств, работодатель не имеет права требовать от водителей прохождения медицинского освидетельствования (кроме случаев замены ВУ).

Верно ли это? Наверняка уверен, что работодатель также не может устанавливать дополнительные требования о прохождении медицинского освидетельствования Приказами на предприятии, так как это противоречит федеральному закону.

С уважением, заранее спасибо…

  • Кстати

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение водителей по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Не забываем, что требование обучать — не реже одного раза в год.

Подробнее...

Медосвидетельствование кадитата в водители.

Логика надзорных органов проста и наивна. Они действуют следующим образом.

фз-196 О БДД

Цитирую статью 23 ФЗ-196 «О БДД», прочитать можете ЗДЕСЬ:

…Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;…

Именно эту фразу показывают надзорные органы когда требуют от юридического лица контролировать наличие справок о медицинском освидетельствовании.

Но помилуйте, а где слова в фабуле статьи 23 такого рода:

«Юридические лица и ИП обязаны…»?

Если вы сравните с фабулой статьи 20, то вы сразу увидите разницу. Там требования, а здесь?

К кому обращена это фраза?

С таким же успехом можно сказать, что это должен делать сам УГАДН. Здесь написаны не требования, а всего лишь обозначено, что включает в себя медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.

Также, обращаю внимание на словосочетание «кандитат в водители транспортных средств».

Кто это? А вот это и есть главная деталь которую ленятся изучить.

пункт 4 приказа Минздрава 344н

На эту фразу надзорные органы также обращают внимание в Приказе Минздрава №344н, цитирую абзац:

…4. Медицинское освидетельствование проводится в отношении:
1) кандидатов в водители транспортных средств;…

Опять же очень часто надзорные органы, и сами специалисты при их подаче, неверно истолковывают эту фразу.

Надзорные органы утверждают, что речь идет о кандидате на должность водителя.

Это неверно! Должность тут вообще не причем.

То есть работодатель при приеме водителя (якобы) должен от него требовать справку о медицинском освидетельствовании.

А если еще и год прошел с момента ее получения, то водитель должен (якобы) пройти медосвидетельствование при приеме на работу.

Не идите на поводу некомпетентности!

Про срок действия в 12 месяцев и для кого этот срок я уже написал выше.

Теперь о кандидате в водители транспортных средств.

Цитирую Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (скачать и посмотреть можно ЗДЕСЬ):

…п.9. Для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее — кандидаты в водители), проводятся:…

Вот кто такие кандидаты в водители!

Это лица желающие получить право на управление транспортными средствами впервые или те кто был лишен этого права.

Работодатель тут вообще не причем.

Этим постановлением Правительства утверждаются Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

Поэтому, не дайте себя обмануть.

Теперь вы знаете основные моменты связанные с медицинским освидетельствованием.

Но у вас должно быть понимание, а как же тогда принимать сотрудника на работу связанную с управлением служебного автомобиля?

Что делать и что требовать?

Мы подошли к такому понятию как предварительный медицинский осмотр (при поступлении на работу).

Это один их 4-х обязательных медицинских осмотров.

Предварительный медицинский осмотр. Никакого медосвидетельствования.

Опять же без цитат из нормативных документов нам не обойтись.

Трудовой Кодекс по медицинскому освидетельствованию я не цитировал и не цитирую сейчас, поверьте мне на слово там соответствующие нормы имеются, но мне хотелось бы быть более «приземленным» и обозначить вам наиболее короткий путь для понимания сути.

Вновь Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», цитирую:

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

п.1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры…

…п.2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти…

…п.3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ…

К чему здесь обозначены вредные и (или) опасные производственные факторы и работы?

А к тому что, согласно законодательству, работа по управлению транспортным средством таковой и является.

Но об этом чуть ниже.

Снова родной Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», цитирую:

Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

п.1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
обязательные предварительные медицинские осмотры

…п.3. Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств…

…п.8. Медицинское заключение по результатам обязательного предварительного или обязательного периодического медицинского осмотра изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшей его медицинской организации, а другой выдается водителю транспортного средства для представления работодателю, у которого хранится…

Теперь Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Скачать и посмотреть актуальную версию можно ЗДЕСЬ

В Перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, под пунктом 27 обозначено

«Управление наземными транспортными средствами».

В Приложении № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н обозначен Порядок проведения предварительных осмотров.

Я думаю это будет полезно как для работника, так и для работодателя:

…7. Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее — направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.

8. Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов и в нем указывается:
— наименование работодателя;
— форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
— вид медицинского осмотра (предварительный или периодический),
— фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
— дата рождения лица, поступающего на работу (работника);
— наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
— наименование должности (профессии) или вида работы;
— вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов.

Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под роспись.

Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.

9. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию следующие документы:
— направление;
— паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);
— паспорт здоровья работника (при наличии);
— решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

10. На лицо, проходящее предварительный осмотр, в медицинской организации оформляются:

10.1 медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255) (зарегистрировано Минюстом России 14.12.2004 г. N 6188) (далее — медицинская карта), в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра.

Медицинская карта хранится в установленном порядке в медицинской организации;

10.2 паспорт здоровья работника (далее — паспорт здоровья) — в случае если он ранее не оформлялся, в котором указывается:
— наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
— фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, паспортные данные (серия, номер, кем выдан, дата выдачи), адрес регистрации по месту жительства (пребывания), телефон,
— номер страхового полиса ОМС лица, поступающего на работу (работника);
— наименование работодателя;
— форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
— наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник), — наименование должности (профессии) или вида работы;
— наименование вредного производственного фактора и (или) вида работы (с указанием класса и подкласса условий труда) и стаж контакта с ними;
— наименование медицинской организации, к которой прикреплен работник для постоянного наблюдения (наименование, фактический адрес местонахождения);
— заключения врачей-специалистов, принимавших участие в проведении предварительного или периодического медицинского осмотра работника, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра.

Каждому паспорту здоровья присваивается номер и указывается дата его заполнения.

На каждого работника ведется один паспорт здоровья.

Для лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к ФМБА России, паспорт здоровья работника не оформляется.

В период проведения осмотра паспорт здоровья хранится в медицинской организации. По окончании осмотра паспорт здоровья выдается работнику на руки.

В случае утери работником паспорта здоровья медицинская организация по заявлению работника выдает ему дубликат паспорта здоровья.

11. Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов (приложение N 1 к приказу (далее — Перечень факторов) и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к приказу) (далее — Перечень работ).

12. По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (далее — Заключение).

13. В Заключении указывается:
— дата выдачи Заключения;
— фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол лица, поступающего на работу (работника);
— наименование работодателя;
— наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы;
— наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы;
— результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).

Заключение подписывается председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.

14. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых по результатам проведения медицинского осмотра незамедлительно после завершения осмотра выдается лицу, поступающему на работу, или завершившему прохождение периодического медицинского осмотра, на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного…

Само Направление на предварительный медицинский осмотр и инструкция по его заполнению обозначена в этом же нормативном документе.

  • Кстати

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение водителей по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Не забываем, что требование обучать — не реже одного раза в год.

Подробнее...

ВАЖНЫЙ ИТОГ.

Давайте коротко подытожим и уточним некоторые моменты:

  • 1. Существует 4 вида обязательных медицинских осмотра:
    — предварительный;
    — периодический;
    — предрейсовый;
    — послерейсовый.
  • 2. Обязательное медицинское освидетельствование находится вне рамок отношения работника и работодателя и не входит в список обязательных процедур (обозначенных в п.1). В вышеуказанных законах это мероприятие обозначено, но делается оно исключительно для того чтобы человек мог получить водительское удостоверение впервые, после лишения или после окончания срока действия.
  • 3. Делается медосвидетельствование за счет водителя (кандидата в водители) самостоятельно при получении в/у. Требовать его пройти у водителя поступающего на работу нельзя и незаконно (об этом прямо написано в Трудовом Кодексе). Тем более незаконно требовать его пройти через какой-то период. У водителя нет обязанности его предъявлять (это его право) и тем более обновлять по требованию организации.
  • 4. При поступлении на работу работодатель направляет принимаемого водителя на обязательный предварительный медицинский осмотр. И делается он за счет работодателя.

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментарии можете оставлять внизу.

  • Константин Зворыгин

    автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

    Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
комментариев 66
  1. Справка о допуске водителя к управлению транспортным средством — это медицинское освидетельствование ? если да то нужно ли тем кто работает водителем обновлять ее и предъявлять работодателю?

    • Да, справка о допуске водителя к управлению транспортным средством — это медицинское освидетельствование. Обновлять ее не надо и предъявлять ее работодателю вы не обязаны. Попросить работодатель может, но требовать ее это противозаконно.

      • Тогда возникает вопрос.Почему при проверке инспекторами УГАДН, всегда составляются акты на просроченные медицинские справки. Акты проверок , совсем свежие,от июля 2016 года могу прислать.

        • Справка справке рознь. Если речь о медицинской справке которая является результатом проведения очередного обязательного периодического медицинского осмотра (для водителей это раз в два года за счет работодателя), то акты составляют правильно.

  2. Уважаемый Константин! Большое Вам спасибо за Вашу работу. У Вас прекрасный сайт. Не могли бы Вы дать ответ на тему предрейсовых медосмотров? У нас на предприятии работает медсестра с тонометром. Лицензии нет. Кому нужно проходить предрейсовые медосмотры? У нас ездят на автомобилях многие сотрудники, директор, водители, агенты торговые. Автомобили есть служебные и личные (в аренде у предприятия). Есть еще водители погрузчиков. Большое спасибо.

    • Требование проходить обязательные медицинские осмотры, относится ко всем сотрудникам, кто выполняет работу по управлению транспортным средством (работу по профессии водитель). Понятие «водителя» именно так раскрывается во всех нормативных документах в области обеспечения безопасности дорожного движения.

  3. При прохождении очередного обязательного периодического медицинского осмотра (для водителей это раз в два года за счет работодателя)комиссия, что для водителей категории В, что С . что Д одинаковая, хотя теперь при получении ВУ, количество врачей зависит от количества категорий в правах. Значит ли это, что при направлении на периодический медицинский осмотр ,работодатель должен указать по каким параметрам проверять водителя?
    Теперь по поводу :«юридическое лицо и ИП обязаны или должны…»

    Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств
     
    1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
    организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
    Исходя из вышеизложенного, считаю что водители обязаны проходить медосвидетельствование один раз в 2 года, за счет работодателя, но справка выдаваемая медучереждением, должна подтверждать , что водитель имеет право выполнять работы по категориям своих прав.
    Вы утверждаете, что работодатель не имеет права требовать справку, тогда кто ответит при аварии со смертельным исходом, когда выяснится , что водитель не имел права управлять а/м допустим категории С ( ему запретил врач) ,но он на основании Ваших утверждений, не сообщил об этом работодателю, ответит КТО? Ответственность ляжет на юрлицо, которое будет платить родственникам погибшего:1000%. Поэтому считаю норму предъявления справки правильной, работодатель должен понимать кому он доверяет средство повышенной опасности.
    С уважением, Александр.

    • В вашем комментарии есть явная путаница. Я помогу вам разобраться. Цитирую вас и выделяю жирным ваше несоответствие:

      «…1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
      организовывать
      в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
      Исходя из вышеизложенного, считаю что водители обязаны проходить медосвидетельствование один раз в 2 года…»

      Ваше заблуждение в том, что медосвидетельствование и медицинский осмотр это два разных понятия и два разных мероприятия. Это не одно и тоже.
      Именно это я донес в статье.
      Справку о медосвидетельствовании, которую держит на руках водитель, он получил для того, чтобы получить водительское удостоврение, а не для того чтобы показать ее на работе.

      Если мы погрузимся в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то вы увидите, что там есть две статьи:

      Статья 46. Медицинские осмотры. И Статья 65. Медицинское освидетельствование

      Так вот, статья 23 ФЗ-196 «О БДД» обязывает нас организовать проведениение именно обязательных медицинских осмотров в рамках статьи 46, а не медицинских освидетельствований (как вы пишите).

      Исходя из этой путаницы, некоторые организации незаконно требуют раз в два года менять справки о медосвидетельствовании водителей.

      Раз в два года работодатель должен организовать периодический медицинский осмотр (за счет организации), а не медицинское освидетельствование!

      А чтобы не отвечать за аварии со смертельным исходом, надо не требовать справку о медосвидетельствовании от водителя при приеме на работу, а направлять его на обязательный предварительный медицинский осмотр (при поступлении на работу). Это делается за счет работодателя.

      Надеюсь вы теперь разобрались в этом.

    • Изучите приказ 302н! В приложении к приказу есть пункты,касаемые работы водителей разных категорий и механизмов.

  4. + психиатрическое освидетельствование водителей раз в 5 лет. Но это требование вне рамок обеспечения БД

  5. Добрый день, Константин.
    Готовлю документы для обучения и специалиста и контроллера, и диспетчера, и диспетчера после контроллера. там Вы говорили есть все ответы, консультации и т.д. Но у меня один общий вопрос на два разных случая:
    1. Не так давно у меня водитель проходил мед.освидетельствование (пока я один из тех кто требует водительскую справку) и у него было обнаружено ограничение по зрению. Он поменял ВУ, чтобы там была соответствующая отметка.
    2. у нас есть сотрудники, а это и электрики, и трактористы, и подсобные рабочие, и ИТР, которые управляют автомобилями предприятия.
    Все эти сотрудники, как и мои водители проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.
    ВОПРОС: как я узнаю про ограничения здоровья для управления ТС если они не будут предоставлять водительские справки? Или несмотря на то что нет у нас (как установлено) вредных производственных факторов, мы должны в направлении ежегодного медосмотра указывать то, что они управляют автомобилями (и водителям и сотрудникам)? И будут ли комиссии, проводящие медосмотры проводить его так, как для водителей? Ведь обследование у нарколога и психиатра именно для водителей мы обязаны проводить только в специализированных медицинских центрах (государственных), а не в частных клиниках, где проходится профосмотр? тем более, что при прохождении медосмотра совместно с медосвидетельствованием врачи психиатр и нарколог не ставили своего заключения на водительских справках, а только на заключении медосмотра. С вод.справкой отправляли в областные клиники т.к. у них нет лицензии на проведение медосмотра для водителя (медосвидетельствования). или что то подобное. С уважением, Виктор. Калининград.

    • При приеме сотрудника на работу связанную с управлением служебного автомобиля я тоже всегда просил показать справку о медицинском освидетельствовании. Но я просил, а не требовал. Потому что требовать запрещает закон. А именно в Трудовом Кодексе статье 65 написано:

      «…Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации…»

      А про ограничения здоровья вы как раз должны узнать при предварительном медицинском осмотре (на нем определяется соответствие состояния здоровья работника поручаемой ему работе — управлению авто) и узнаете на периодическом медицинском осмотре, цитирую Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

      «…периодический медицинский осмотр, проводится с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ…»

      Врачи на медицинских осмотрах (предварительный, периодический) все равно выявят его ограничения здоровья если они есть. Медицинскую справку о медосвидетельствовании можно попросить (как я и делал), только для формирования надежного водительского состава. То есть сняли копию, положили в личное дело и оригинал отдали обратно водителю. Больше про эту справку вы его не спрашиваете никогда. Потому для этого есть обязательные медицинские осмотры.

  6. По поводу «требования» работодателем Справки освидетельствования водителя. Есть Приказ Минтранса России от 11.03.2016г. № 59 №Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта». Смотрите ст. 6.

    • Я сейчас процитирую как раз статью 6 и вы посмотрите, что там требования не к освидетельствованию (вы заблуждаетесь). Там требования к прохождению медицинских осмотров. Цитирую:

      «…6. В соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н…»

      Поэтому нельзя при приеме на работу требовать от водителя справку о прохождении медицинского освидетельствования которую он получил для ГИБДД! При приеме на работу работодатель обязан направить водителя на предварительный медицинский осмотр (за счет юридического лица).

  7. Здравствуйте! Константин, благодарю Вас за оперативный ответ по ветке «Документы…» от 12.05.17. нас следующий вопрос. Инспектор ГИБДД респ. Башкортостан обвинил водителя управлявшего автомобилем по путевому листу, находящегося в длительной командировке в отсутствии в путевом листе штампов мед. работника о прохождении ежедневного предрейсового медицинского осмотра водителя. В путевом листе был проставлен один штамп с росписью мед. работника на предрейсовом мед. осмотре при выезде в длительную командировку три недели назад. Прав ли инспектор?

    • Самое интерсеное, что если вы откроете следующие нормативные документы:
      1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
      2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

      то ни в одном из них вы не найдете слова «ежедневные». И в вашем случае инспектор ГИБДД не прав, потому что Он подменяет понятие «предрейсовый» понятием «ежедневный».
      Цитирую ключевую фразу Приказа Минздрава N 835н:
      «…4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения…»

      Здесь идет однозначное понимание того, что предрейсовый медосмотр — это медицинский осмотр перед рейсом. А что такой рейс? Это путь между начальным и конечным пунктами движения.

      Таким образом, цитирую Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»:
      «…5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения…»

      Здесь как раз идет речь о направлении в командировку. То есть водителю дали задание (установили начальные и конечные пункты движения), обозначили маршрут. И именно эта командировка и считается одним рейсом. А значит предрейсовый медицинский осмотр надо провести перед началом рабочего дня (рейса), как и написано в законе. И следующий медосмотр проводится тогда когда он из рейса вернулся и направляется в следующий.

  8. Добрый день, Константин! Как правильно вести графы в журнале предрейсового медицинского осмотра. Приказ Минзрава СССР от 29.09.1989г. № 555 прилож 9, Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014г. № 835н п.14, письмо Минздрава РФ от 21.08.2003г. № 2510/9468-03-32 в этих документах графы не соответствуют друг другу, но они действующие документы.Как быть, брать за основу № 555 и к нему дорисовывать графы №835н и № 2510/9468-03-32 или брать за основу №835н.У проверяющих не будут вопросов? С уважением,Александр.

    • Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», цитирую:
      «…14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:
      1) дата и время проведения медицинского осмотра;
      2) фамилия, имя, отчество работника;
      3) пол работника;
      4) дата рождения работника;
      5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;
      6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;
      7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
      8) подпись работника.
      15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесённые в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью…»

  9. Добрый вечер Константин! Скажите пожалуйста. При проверке УГАДН организации — «перевозщика», проверяющие требуют документы о прохождении водителями обязательного психиатрического освидетельствования! Правомерно ли это?!
    С уважением, Сергей.

    • Любое требование надзорного органа должно подкрепляться нормативной базой. Но такого требования (дословно) ни в одном нормативном документе в прямом смысле ни вы, ни сами УГАДН не найдете.
      Психиатрическое освидетельствование это часть медицинского освидетельствования. И так просто «по желанию» УГАДН его не проходят. А проходят его водители в рамках Трудового договора вот когда, цитирую статью 23 ФЗ-196 «О БДД»:
      «…обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);

      внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, [если] при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;…»

      То есть прохождение медицинского освидетельствования обеспечиватеся тогда, когда у водителя были проблемы с водительским удостоверением (смотрите выше), либо если при очередном периодическом медицинском осмотре доктор заподозрил не ладное.

      Все остальное это игра воображения УГАДН, не более.

      • психиатрическое освидетельствование это не часть медицинского освидетельствования!Автор вопроса об ином освидетельствовании написал, регулируемом отдельными нормами.

        ст. 213 ТКРФ …Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
        Вот только выполнение данного требования работодателями проверяет ГИТ. Наделен ли УГАДН полномочиями проверять наличие псих. заключений на водителей ,вопрос?!

        • У водителей (работников, управляющими служебными транспортными средствами) система с участием врача-психиатора отработана.

          Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
          «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

          Цитирую:

          «…*(3) Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых…»

          «…9. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию следующие документы:
          направление;
          паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);
          паспорт здоровья работника (при наличии);
          решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации)…»

          «…38. В случае выявления врачом психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения…»

          То есть система с выявлением психических заболеваний работает раз в два года. То есть водителя проверяют раз в два года на периодическом медицинском осмотре с участием врача-психиатора. Если врач-психиатор выявил противопаказания, то он направляет на медицинское освидетельствование.

          Система работает раз в два года.

          • КоАП РФ, Статья 5.27.1

            «3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном «порядке» обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — …

            В отсутствие на руках у работодателя решения врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование на каждого водителя Инспектор ГИТ вынесет постановление на 110 тыс. по каждому случаю. То что есть заключение по предварительным/периодическим осмотрам инспектора не волнует.
            Уверен на 110%, что, поступающее на работу, не предоставляют в мед учреждение решение врачебной комиссии, а те в свою очередь и без него выдают свое заключение с положительными результатами для обратившегося.

          • С инпекторами ГИТ ситуация точно такая же как и инспекторами УГАДН: готовы «лупить» за всё и вся.
            Цитирую статью 213 ТК РФ: «…Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти…»

            А где здесь слова «при поступлении на работу»?

            Цитирую Правила утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695:
            «…5. Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет…»

            А где здесь слова «при поступлении на работу»?

            Неужели инспектор ГИТ не понимает, что привлечь можно спустя 5 лет. То есть, если спустя 5 лет не было проведено психиатрическое медосвидетельстование и водитель был допущен (спустя 5 лет), то только тогда наступает состав административного правонарушения. Нет такой обязанности делать это при поступлении на работу!

            То есть наказывают за событие которое еще не произошло. А почему тогда при поступлении на работу сразу не наказывают за не проведение периодического медосмотра? Там же тоже написано «не реже раз в два года»?

            А вот обязанность проходить предварительный медосмотр есть (при поступлении на работу).

            И честно говоря смущают слова Правил утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695:
            «…2. Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

            А в законе этом также написано: «…Психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия обследуемого на его проведение…»

  10. Здравствуйте,подскажите пожалуйста, при медицинском осмотре на предприятии у меня впервые выявили сахарный диабет,легкой степени. Назначили диету,физические упражнения, и 1 таблетку метформина. В течении 2 недель сахар пришёл в норму,не скачет,тотально конторолирую в течении дня, чувствую себя отлично, но профпатологи подписали заключение, что постоянно не годен для вождения общественного транспорта. Правомерны ли их действия? Есть ли какие-либо положения разрешающие дальнейшею работу на данном виде транспорта при хороших показателях сахара в течении какого-то времени и ответственном отношении работника к своему здоровью?

    • Ответ может дать только медицинское освидетельствование. То есть если у вас при периодическом медицинском осмотре выявили какую-либо патологию, то доктор обязан направить вас на медицинское освидетельствование. Именно там будет принято решение: годен или не годен управлять транспортными средствами.

  11. Добрый день Константин!
    Прошу вашего экспертного мнения по вопросу — обязательно ли наличие на штампе предрейсового медицинского осмотра надписи «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» (Приказ Минздрава №835н)?

    • Да, обязателен. Там именно так и написано. И это требование к организациям которые оказывают услуги по проведеию медицинских осмотров.

  12. Уважаемый Константин! Добрый день! Компания занимается перегоном автобусов. Нужен ли водителям предрейсовый медосмотр!

    • Конечно нужен. Цитирую стаью 20 ФЗ-196 «О БДД»:
      «…Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях…»

      Одним из обязательных медицинских осмотров является предрейсовый медицинский осмотр.

  13. Добрый вечер, Константин! Еще один вопрос на тему предрейсовых медосмотров. Водитель перегонял автобус, штамп о медосмотре стоял, где было указано время проведения и стояла подпись медика ( так написано в 835 приказе Минздрава). УГАДН выявили нарушение — нет ФИО медика ( это прописано в 152 приказе Минтранса, который издан в соответствии с Уставом) и составили акт о нарушении, но водитель ведь не осуществлял перевозку пассажиров. Правы ли УГАДН?

    • Давайте зайдем с другого конца: со стороны состава административного правонарушения. Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152 утверждает обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Если мы заглянем в Кодекс об административных правонарушениях (КОАП РФ), то мы не найдем состава правонарушения с формулировкой «…Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований порядка заполнения путвых листов…».

      Поэтому нельзя в основу якобы «правонарушения» закладывать Приказ Минтрнаса №152.

      Зато в КОАП РФ есть статья 12.31.1 «…2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств…»

      Требования о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств закреплены в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

      В нем ничего не написано про то, что медицинский работник должен ставить Ф.И.О (такого требования нет). Цитирую:
      «…По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр…»

      И все.

      Поэтому вывод такой: За отсутствие в путевом листе Ф.И.О. врача административной ответственности в КОАП РФ нет. А за отсутствие подписи врача ответственность есть. Даже если врач «забыл» поставить подпись и вас наказали, вы всегда можете в регрессном порядке взыскать с медицинского учреждения размер штрафа. Потому что это обязанность доктора, который оказывает вам услугу на основе заключенного договора, где все обязанности доктора должны быть прописаны.

  14. Добрый вечер, Константин! Большое спасибо за статью и комментарии!
    Сегодня я уже сделала, похоже, ошибку, направив 35 человек на периодическое мед.освидетельствование(водители С,D, трактористы, экскаваторщики).
    Периодический мед.осмотр в нашей медсанчасти (предприятие крупное) они недавно прошли, направление на медосмотр выдавал специалист по охране труда, указав профессию и занимаемую должность.
    Завтра могу отменить, но как быть, если при проверке потребуют проверку психиатра (на медосмотре был из нашей МСЧ), не проводилась энцефалограмма головного мозга (в нашем городе 700-900 руб), которая при мед.освидетельствовании на категории С, D проводится? Вдруг свою организацию и себя на штраф подставлю? Штрафы УГАДН или ТИ можно только через суд отспаривать, и удастся ли это? Были ли такие прецеденты?

    • Порядок проведения периодических осмотров очень подробно расписан в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
      «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

      Вот цитата из него: «…38. В случае выявления врачом психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения…»

      О том что необходимо отдельное псхиатрическое медосвидетельствование не реже раз в пять лет читайте комментарий выше.

  15. Добрый день, Константин!Большое спасибо за Вашу работу, за Ваши статьи и комментарии. Недавно столкнулся с очень, на мой взгляд, интересной темой, касающейся дистанционной (бесконтактной) процедуры проведения предрейсового медицинского осмотра водителей при помощи программно-аппаратного комплекса, в простонародье «Телемедик».Разговаривал с своими коллегами, руководителями организаций,которые занимаются автомобильными перевозками, некоторые из них уже во всю используют такую возможность в своей работе.Но …
    Хотелось бы узнать Ваше квалификационное мнение по этому вопросу. В данном случае меня интересует, не идет ли такая процедура в разрез с действующим законодательством?
    Заранее спасибо, надеюсь на Ваш ответ!

    • По идее не важно, как будет проверятся здоровье. Важен результат. Но здесь есть одно и очень жирное «НО«. В путевом листе должна стоять живая подпись доктора, соответственно и в журнале тоже.

  16. Константин, добрый день!
    «Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.» Поясните это требование только к «перевозчикам»? Или все таки если мы возим бухгалтера в налоговую то и к нам тоже?

    • У законодателя и надзорного органа разные подходы к этому вопросу (это типичная Российская проблема). Законодатель под перевозкой пассажиров понимает перевозочную деятельность в рамках Устава автомобильного транспорта (я тоже придерживаюсь этого), а надзорный орган за понятием «пассажир» заглядывает в Правила дорожного движения (хотя, согласно администартивного регламента, УГАДН не имеет права руководствоваться ПДД в своей работе).

  17. Здравствуйте, скажите пожалуйста, как правильно ставить отметку в путевом листе о прохождении ПОСЛЕрейсового технического контроля, нужна ли печать или можно просто подпись, нужно ли вести журнал?
    Заранее спасибо.

    • Согласно пункта 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» предусмотрен только предрейсовый контроль технического состояния. Который регламентируется в свою очередь Приказом Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 г. N 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств».

      ПОСЛЕрейсовый контроль технического сосотяния не предусмотрен действующим законодательством вообще.

  18. Уважаемый Константин!

    Продолжая тему медицинских требований хочу спросить про ведение журнала предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра в электронном виде. Есть ли практика ведения журналов с применением усиленной квалифицированной ЭП? Хочется максимально уйти от бумаги.

    • О такой практике не слышал. Но если законодательно это закреплено, то такая возможность есть. Возможно вы будете первым. Если решитесь на такой шаг, то поделитесь с нашими читателями. Я думаю всем будет интересно узнать о таком опыте.

  19. Константин, добрый день еще раз!
    У меня возник вопрос по проведению предрейсовых медицинских осмотров.
    Машинисты работают вахтовым методом работы (15 на 15 дней). При выходе на работу им выдается путевой лист на 15 дней вместе с вкладышем, в котором должны отмечаться контроль тех. состояния ТС и предрейсовый медицинский осмотр. Машинисты совместно с бригадой выезжают на заказы (скважины в полях). Эти заказы выдаются диспетчером (не тот который выдает путевки, а диспетчер по заказам). Выезды бригад зависят от заказов, бывает заказов много и они не возвращаются на производственную базу по нескольку дней, а бывает и наоборот — каждый вечер ставят машину на стоянку. По этой причине и путевки на 15 дней. Как быть с предрейсовыми медицинскими осмотрами, если машинист уехал на заказы и находится в дороге по 3-4 дня? Заказы разные, бывают в пределе одного «поля» (без выезда на дороги общего пользования), а чаще всего в разных местах, где им приходится выезжать на дороги общего пользования. По пути, как правило, нет мест где им проходить данные мед. осмотры. На производственной базе у нас имеется лицензированный кабинет проведения предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров.

    • Исходим из главного. Рейсом считается выезд с места стоянки (производственой базы) и возвращение на место стоянки (произодственную базу). Рейс может быть ежедневным, а может длиться 2, 3, 5 дней, неделю, две недели, месяц. Медосмотр и техосмотр называется не ежедневный, а предрейсовый. Это значит, что если водитель уезжает в рейс на три дня (например), то ему надо проити медосмотр и технический осмотр авто перед рейсом, а следующий предрейсовый медосмотр и техосмотр, надо делать перед следующим рейсом. То есть тогда когда авто вернется через три дня на место стоянки (производственную базу). Именно для таких рейсов и обозначен срок действия путевого листа (не более 30 дней)

      • Вот я то же самое говорю представителям Заказчика. Но каждый раз при проведении аудита моих подразделений вижу в актах одно и тоже «не организовано проведение ежедневного предрейсового медицинского осмотра для водительского состава»…
        А подскажите пожалуйста, нужно ли машинисту иметь приказ о командировке или иной документ, подтверждающий, что машинист находится в отрыве от производственной базы для представителей ГИБДД? Он ведь и так работает вахтовым методом, какая тут командировка?
        Просто сталкивался с подобной проблемой, когда сотрудник просил пояснить почему у машиниста предрейсовый м/о и осмотр тех. состояния стоит не каждый день.

        • Слова «ежедневный» нет ни в одном нормативном документе. Есть только «предрейсовый». Повторюсь предрейсовый не значит ежедневный, это заблуждение. Вы можете перелопатить (или ваш Заказчик) кучу нормативных документов, но такого понятия как «ежедневный медицинский медосмотр» нет. Рейсом считается выезд с места стоянки (постоянного места дислокации) и возвращение на то же место стоянки (постоянное место дислокации).

          Например, водитель может выехать с базы сегодня, три дня быть на служебном задании (командировка по городам) и на четвертый день вернуться на базу. Вот это один рейс. Предрейсовый (не ежедневный) медицинский осмотр делается один раз перед этим рейсом.

          По командировке скажу. Да, водителю выдается служебное задание и командировочное удостоверение. А также путевой лист, где написано на сколько дней на рейс он выписывается. Сотруднику ГИБДД все это можно показать. И вопросов быть не должно. Из моего опыта работы, проблем не было никогда.

          Сами подумайте в абсурдности такого примера. Водителю срочно дается задание (отправляется в командировку) в три города на три дня, где он ни разу не был. Причем, скажем так, что в эти города у этой организации вообще никогда не ездили водители. Неужели организация срочно должна найти в этих городах медучреждения, созвониться с ними, заключить договор? А если процедура заключения договора длится неделю? Водитель уже вернется, верно? Или медика с собой возить?

          Поэтому якобы «ежедневный» медосмотр в командировке, это миф, и мягко сказать, некомпетентность. Предрейсовый медосмотр понимается именно так как я написал выше.

          Что касается вахты, то подробно рассказть не смогу. Врать не буду, потому что опыта работы с вахтовиками не было. Какие документы у них на руках не знаю. Здесь многое зависит от того как организована работа на местах.

          • Благодарю Вас за развернутый ответ!
            Объяснить бы это теперь Заказчикам…
            Что уж говорить, данные люди недавно впаяли штраф за то, что у нас не организовано проведение ПЕРИОДИЧЕСКОГО инструктажа по БДД! Ссылаются на РД-200… И ведь пяткой в грудь бьют говоря, что это законодательное требование, которое все обязаны соблюдать.
            Все это из-за некомпетентности сотрудников. Отправляют специалистов по ОТ на проверку БДД, вот и результаты в виде абсолютно неграмотных актов.

          • Я не знаю по какой причине «компетентные» сотрудники работают по старым и не имеющим юридическую силу РД-документам и не хотят в упор видеть всю современную нормативную базу (в области инструктажей ее достаточно).

            Безаварийной работы Вам!

  20. Здравствуйте Константин.
    Имеет ли право механик по выпуску АТС работать контролёром техсостяния АТС и подписывать путевые листы?
    Обязательно ли проходить курсы повышения квалификации каждые 5 лет?
    Спасибо.

    • Механик это не профессия, это должность. А контролер технического состояния это в первую очередь профессия. Механик может выполнять разную работу (работать по разным профессиям): выпускать трансрпорт на линию, обеспечивать работу гаражного оборудования, следить за исправностью пожарного оборудования в гараже, работать с подъемными механизмами и многое другое. Поэтому механик по должности может выполнять работу разных профессий в рамках своей должностной инструкции, в том числе может выполнять работу по профессии контролер технического состояния.

      В законодательстве на сегодняшний день нет обязанности повышать квалификацию вообще. А о 5 лет вообще речи не идет.

  21. Большое спасибо за подробные разъяснения

  22. Здравствуйте! Проконсультируйте пожалуйста по такому вопросу. В организации водитель успешно прошел пред и послерейсовый осмотр, затем вечером у него резко ухудшилось здоровье, было подозрение на инсульт. В итоге врачи держат его на длительном больничном. О диагнозе водитель не говорит.В случае его выхода на работу, как работодатель узнает, что он может исполнять служебные обязанности без ограничений? Ведь врач которая делает пред и послерейсовые осмотры, по сути меряет давление и осматривает поверхностно. А его диагноз это медицинская тайна, и он может не ставить работодателя в известность об ограничениях к управлению ТС. И если у него на руках будет заключение врачебной комиссии обязана ли МО направлять его по месту работы? Как поступить в этом случае работодателю?

    • Вам нужно вплотную работать с медицинской организацией с которой у вас заключен договор на проведение медицинских осмотров. По законодательству, медорганизация должна направить его на медицинское освидетельствование с целью установления способен ли водитель управлять транспортным средством вообще.

      Цитирую Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. N 344н
      «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»

      «…4. Медицинское освидетельствование проводится в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения…»

      Изучите этот документ полностью. Там очень подробно расписано что и как и когда.

  23. Здравствуйте! Подскажите, есть ли особенности прохождения очередного медицинского осмотра водителя школьного автобуса? С какой периодичностью данный водитель должен проходить очередной медицинский осмотр (каждый год как сотрудник школы или один раз в два года, как водитель?)

    • Периодический медицинский осмотр проводится для водителей раз в два года. Особенностей для водителей автобуса нет.

  24. Надо ли проходить предварительный медицинский осмотр (как трактористу) водителю автомобиля, если, в процессе трудовой деятельности, у водителя возникла необходимость совмещать профессию тракториста, при наличии периодического мед.осмотра водителя.

  25. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, у медицинского работника по предрейсовым осмотра, в журнале на момент осмотра в 08:00 был записан водитель по прохожденияю в 8:20. Может ли медицинский работник поставить время чуть больше, чем реальное, если попросил водитель.

    • Любое не соответствие может как ничего не принести, так и принести проблем разного характера. Это зависит от того насколько далеко могут зайти медработник и водитель. При этом нужно оценивать риск подобного действия и возможных последствий.

  26. Вечер добрый всем. Вынужден снова поднять тему из за статьи 213 ТК РФ, где
    водителей надо раз в пять лет отправлять , за счет работодателя на обязательное психиатрическое освидетельствование.
    Читал выше все ваши комментарии, по этому поводу. Я понимаю, что если раз в два года, водитель проходит обязательное медицинское освидетельствование, то тут, все на усмотрение врачей.
    Но был аудит и это было одно из замечаний в наш адрес. Так нам быть? На что все таки ссылаться? Ведь есть статья а ТК. Надо выполнять?
    Это мне напоминает как с техосмотром на машине. Ездите, вы например к дилеру на обслуживание, проходите каждый раз инспекционный сервис, где проверяют всю машину, согласно рекомендаций завода изготовителя, замечаний в заказ наряде нет. Но все равно будьте добры приехать на диагностической пункт. Иначе штрафы в скором времени с камер и т.д.
    Опять коллизия с законодательством? Просто хочется все таки знать, как должно быть на самом деле.

    Цитирую статью 213 ТК РФ: «…Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти…»

    • Все верно. Есть требование закона, значит его надо выполнять. Но хочу уточнить один момент. Это важно. Раз в два года, водитель проходит не обязательное медицинское освидетельствование, а обязательный медицинский осмотр. Это принципиально важные вещи.

  27. День добрый. Константин, спасибо за ответ.
    Но, если я правильно понял Ваш ответ в данной теме обсуждения выше от 26 октября 2017. получается, что главное что бы водитель проходил обязательный медицинский осмотр, каждые два года и если врачи при этом что то заподозрят, то тогда уже согласно все приказу МЗ от 15.06.2015 № 344N, получаем вот такой порядок:
    10. В случае выявления в ходе обследования врачом-психиатром у освидетельствуемого симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами, освидетельствуемый направляется на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения*(9), в целях установления у освидетельствуемого наличия (отсутствия) психических расстройств и расстройств поведения (за исключением связанных с употреблением психоактивных веществ), включенных в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604 (далее — перечень).
    Или все таки, снова есть ТК и мы обязаны его соблюдать, не смотря на то, что озвучено выше?

    • Я считаю что прохождения медицинского осмотра достаточно: водителя врач-психиатр обследует же и обследует раз в два года. Это укладывается в период не реже 5 лет по ТК. Но у нас, как я всегда говорю, интересная страна с интересными законами. Нельзя исключать того факта, что каждый надзорный инспкетор считает себя экспертом. И в каждом регионе эти эксперты вертят законы так как они считают нужным.

      • Что самое интересное, что это Москва. А вот аудиторы были из какого города, подсказать не могу.
        И парк машин всего три легковушки, которые документы развозят, но надо все делать по законодательству(бюджет).
        Вот теперь и думаем, как все таки правильно.

  28. Что самое интересное, что это Москва. А вот аудиторы были из какого города, подсказать не могу.
    И парк машин всего три легковушки, которые документы развозят, но надо все делать по законодательству(бюджет).
    Вот теперь и думаем, как все таки правильно.

    • Самое интересное, что многие начинают делать не так как законодательство требует, а так как надзорные органы просят. А это не всегда одно и тоже.

Добавить комментарий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close
АНКЕТА
Присоединяйтесь к команде профессионалов

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.
ЗАЯВКА
На поиск кандидата (специалист/профессия)

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.