Первый транспортный расчетно-методический и консультационный центр
Контактный телефон: 8 (919) 629-2000 почта: KOHCALT@gmail.com

БАЗОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА

Заказать расчет норм расхода топлива по методике НИИАТ можно здесь
Расчет норм расхода топлива
В этой статье мы обсудим где же все-таки взять нормы расхода топлива на автомобили (а также на трактора, экскаваторы, спецтехнику и т.д.), основные ошибки при расчете норм топлива, а также «тонкие» моменты.
Начнем с того, что основной документ для расчета норм топлива АМ-23Р, мягко говоря, не успевает наполняться необходимыми базовыми нормами. Количество марок автомобилей и их модификаций постоянно растет, а НИИАТ, который находится в г. Москва, редко балует нас новым пакетом базовых норм. «Редко» это тоже мягко говоря. Поэтому документа «нормы расхода топлива 2012» не существует.
 Нормы должны быть обоснованными для налоговой — это факт. Обоснованность нормам придает официальный документ. Это может быть АМ-23Р (откуда рекомендуется их брать), расчет специализированной организации или акт контрольного замера топлива, который организация может составить сама (определнная процедура). Последнюю точку ставит Приказ об утверждении норм расхода топлива. Давайте поподробнее остановимся на этих официальных документах.
1. Нормативный документ Минтранса АМ-23Р. К этому документу мы обратимся в любом случае, так как в нем находятся не только базовые нормы и корректировочные коэффициенты, но и методика расчета эксплуатационных норм. Если вы нашли базовую норму на ваш автомобиль именно в нем, это бесспорно 100%-е попадание. Хотя, увидев наименование своей марки авто, это еще не значит, что указанная базовая норма именно на ваш автомобиль. Автомобили одинаковой марки могут иметь разные характеристики двигателей, коробки передач, снаряженную массу, размер колес и т.д. И ваша реальная норма может не много отличаться от расчетной. Но это не беда. Если у вас все более или менее сходится, а у налогового инспектора вопросов нет, то это то что надо.
Базовые нормы на трактора не сведены в единый документ. Возможно это будет сделано позже, но расчет на самоходные машины производится по установленной методике Госстроя России. К слову говоря, мы сделаем вам обоснованный расчет и на трактора, и на коммунальную и спецтехнику и дизельные электростанции.
2. Расчет специализированной организации.  Минфин в своем письме: «Минфин России продолжает настаивать, что расходы на ГСМ для служебного автомобиля учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом России. Если же такие нормы для конкретной машины не установлены, компания должна обратиться за их разработкой в специализированные организации. В период их подготовки она может руководствоваться технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 10.06.11 № 03-03-06/4/67)».
В итоге если вы не нашли базовую норму в документе АМ-23Р, то вы обращаетесь в специализированную организацию (например ООО «Транспортный консалтинг»), которая рассчитывает вам базовые, транспортные и эксплуатационные нормы в зависимости от заданных вами условий эксплуатации. Образец можно посмотреть здесь.
Базовые нормы рассчитываются по специальной методике ГНИИАТ, утвержденной в 1996 году. Хочу отметить, что с базовыми нормами расхода топлива на трактора, комбайны, экскаваторы дело обстоит точно так же. В нормативном документе АМ-23Р их нет. Для расчета базовых норм на эти средства существует своя методика, так как расход топлива у них измеряется не литрами на 100 км., а машиночасами (прошу не путать с моточасами — это не одно и то же). Это методика также описана в нормативных документах. Здесь ситуация такая же: обоснованность нормам придает официальный документ. Делается расчет по методике (опять же можно обратиться к нам) и закрепляется Приказом по организации.
3. Акт контрольного замера расхода топлива — это серьезный документ. Конкретного утвержденного образца в нормативном законодательстве нет, но он составляется и оформляется по общим принципам и требованиям к актам в целом. Указывается время, место, состав комиссии не менее трех человек и расписывается сама процедура замера. (по просьбе читателей я могу выложить образец этого акта).
Акт контрольного замера расхода топлива делается в следующих случаях:
Базовая норма отсутствует в документе АМ-23Р, и на транспортное средство нет данных по расходу топлива в документах завод-изготовителя;
Расчетная норма, согласно АМ-23Р, не соответствует фактическому расходу топлива транспортного средства (большая разница). Такие несоответствия встречаются очень редко и здесь надо быть очень внимательным. Такое может быть в двух случаях — либо инициатором «несоответствия» может выступать «не чистый на руку» водитель, либо это неправильный расчет вашего специалиста. В нормативном документе АМ-23Р есть масса корректирующих коэффициентов с помощью которых можно «обыграть» любые условия эксплуатации автомобиля. Но если уже такое действительно произошло, то составляется тот самый акт. Хотя есть риск, что налоговая из-за большой разницы может и не принять «завышенные» нормы по вашему акту. Опять же скажу обращайтесь к нам.
Базовая норма отсутствует в документе АМ-23Р. Вы делаете расчет самостоятельно на основании данных завода-изготовителя или с помощью специализированной организации (например ООО «Транспортный консалтинг») и дополнительно составляете акт контрольного замера топлива. Если данные в расчетах и данные в акте по базовым нормам совпадают, то утверждаете Приказом и всё.
Про основные ошибки в расчетах норм топлива и «тонкие» моменты ООО «Транспортный консалтинг» напишет в следующей статье.

Заказать расчет норм расхода топлива можно здесь
Скачать нормативный документ Минтранса АМ-23Р можно здесь
Базовая норма расхода топлива — не приговор… подробнее

Комментариев 10
  1. Доброго времени суток! Ваша статья очень полезна, спасибо. Я представляю, как может выглядеть акт, но все же для уверенности хотела бы посмотреть Ваш вариант, т.к. есть сомнения. Прошу выложить или прислать на почту образец, если это возможно. Заранее благодарю. Наталия.

  2. В нормативном документе АМ-23Р есть корректирующих коэффициент при работе в зимнее время в разных регионах. Например, в ХМАО до 18%. Необходимо ли в расчете норм расхода топлив разбить этот процент в зависимости от температуры наружного воздуха. Пример: от 0 до -15 градусов 10%, от -16 до -30 градусов 15%, свыше -30градусов 18%. Или необходимо оставить одно значение 18% в зимнее время как в документе?

    • Да, действительно есть надбавка при работе в зимнее время. Для разных регионов разная. Здесь ключевой момент обозначен словом «…до». Например, до 18%. Это значит, что вы по своему усмотрению, можете приказом по организации утвердить надбавку в установленном пределе (т.е. не больше). Причем можете разбить («нарезать») ее на составляющие, как в вашем примере. Здесь самое главное быть в рекомендованных рамках. Но вам будет не удобно работать. Для этого вам нужно постоянно отслеживать температуру. Например, за день она может перепрыгивать установленную вами границу несколько раз, и для подтверждения (обоснованности) скорее всего придется брать ежедневные справки из местного метеоцентра. Обычно, как правило, ставят максимум, т.е. в вашем примере 18% и все.

      П.С. Спасибо за проявленный интерес к нашему сайту.

  3. ваши статьи конечно полезны, содержат практические рекомендфции. подскажите как правильно сделать расчет на ХИТАЧИ ZAXIS-350LCH-3? какие коэффициенты применять?

    • Добрый день. Для того, чтобы сделать расчеты норм на самоходные машины (тракторную технику) используется соответствующая методика Госстроя России. Для правильного применения и расчета норм, Вы можете обратиться к нам, заключив договор.

  4. В декабре 2012 года приобрели новую машину Chevrolet Lacetti. По данным производителя расход топлива городского типа составляет 9,3л/100км, но мы не укладываемся в эту норму. Что можно сделать в данной ситуации?

    • Добрый день. Производитель зарубежных марок заявляет расход топлива, который производился по европейским методикам. Согласно этих методик, городской маршрут пролегает по городу Рим или Париж, маршрут по автомагистрали проходит по европейской автомагистрали. Организация дорожного движения в городе Рим или Париж намного отличается от среднестатистического города в России, а европейская скоростная автомагистраль совсем не похожа на российскую трассу. Поэтому очень часто к нам обращаются за помощью с подобным вопросом. Ответ очень простой. Да, автомобиль может столько потреблять, но только при условии движения по европейским маршрутам. На вопрос «Что делать?» отвечаем. Обращайтесь к нам и мы рассчитаем обоснованную базовую норму именно для вашего авто и для ваших условий эксплуатации. Ваша задача не уложиться в норму производителя! Ваша задача обосновать реальный расход топлива вашего авто! Именно этим мы и занимаемся.

  5. Здравствуйте! Наша организация преобрела автомобили специальные «Лаборатория» 2227WD на базе Форд Транзит двигатель 2,2D 150л/с , как официально обратится к вам за помощью в расчете норм для данного автомобиля. Есть ли у вас лицензия на данный вид деятельности? и сколько будет стоить?

    • Стоимость 2000 руб. за одно транспортное средство. Предложение действительно до конца 2014 года. У нас есть лицензионное соглашение на право использования специального программного продукта, являющегося основой методики НИИАТ: определение базовых норм расхода топлива. Вам достаточно направить нам реквизиты вашей организации («карту организации») на наш электронный адрес: KOHCALT@gmail.com
      Мы составим договор и направим вам на согласование и подписание. В нем же будет образец заявки. Подробнее, как будет происходить обмен информацией, написано здесь: http://trans-co.ru/?page_id=101

Добавить комментарий

Отзывы

Спасибо за быстрое исполнение нашей заявки. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
- ГУП Московской области "Автохозяйство", г.Видное
Ваш расчет прекрасен! Все устраивает. Спасибо Вам за все. Очень приятно было с Вами общаться. Да, все хочу Вам сказать, что у Вас очень хороший сайт. Очень убедительные Вы подобрали слова. Замечательно! Желаем Вам удачи в бизнесе и в личных делах. Надеюсь, скоро будет повод обратиться к Вам снова.
- ООО "МоторПарк", г. Санкт-Петербург