НУЖЕН ЛИ ТАХОГРАФ и КАКИЕ ШТРАФЫ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ…

  • Нужно ли устанавливать тахограф. Законодательная «связка».
  • Нужен ли тахограф. Исключения.
  • Штраф за отсутствие тахографа.
  • Тахограф и обучение. Посмотреть ВИДЕО

НУЖЕН ЛИ ТАХОГРАФ.

Меня зовут Константин Зворыгин, я директор ООО «Транспортный консалтинг». В этой обновленной статье я, опираясь на нормативное законодательство, разъясню нужно ли устанавливать тахограф.

Эта тема сейчас очень актуальна, впрочем как и всё, что связано с обеспечением БДД.

Ко мне поступает много вопросов об обязанности установки тахографа. Вот один из них:

…Микроавтобус марки «Газель», рассчитанный на перевозку 13 пассажиров, принадлежит организации и используется для перевозки сотрудников этой организации к месту работы. Нужно ли устанавливать тахограф на микроавтобус? Нужно ли обучать работников на специалиста и контролёра?

Нужно ли устанавливать тахограф. Законодательная «связка».

Многие считают, что, отвечая на вопрос: «нужен ли тахограф?», надо заглянуть в один нормативный документ.

Но на самом деле их два!

И требование по установке тахографа будет работать только при выполнении двух условий одновременно.

Первое условие — это требование к организации.
Второе условие — это требование к категории транспортного средства.

Начнем с первого.

порядок оснащения тахографами

Глава 1. Общие положения, пункт 2, полностью цитирую, как есть:

…Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее — владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

нужно ли устанавливать тахограф

Итак, законодатель обязывает устанавливать тахографы организации, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов…

Но обратите внимание, фраза «деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов» немного устарела.

Почему? Потому что уже много воды утекло с тех пор как «окучили» статью 20 ФЗ-196 «О БДД».

ФЗ-196 о БДД

И теперь, согласно пункту 2 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» есть две группы юридических лиц и ИП:

  • …юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки);
  • …юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).
ФЗ-196 статья 20

Вот смотрю я теперь на фразу из Приказа Минтранса №273

«юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов» и не понимаю…

Требование идет для коммерческих перевозчиков или также для тех кто перемещает для собственных нужд?

Исходя из нынешней политики Минтранса, требование должно быть и для тех, и для других.

Конечно мне не нравится это гадание «на кофейной гуще», но в данный момент ничего другого с нынешними формулировками не остаётся.

Поэтому, с надеждой, что в ближайшем будущем Минтранс скорректирует эту фразу, предлагаю считать, что Порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Минтраса №273) применяется и для коммерческих перевозок и для собственных нужд.

То есть с первым условием мы разобрались.

Теперь второе условие: требование устанавливать тахографы на конкретные категории транспортных средств.

  • Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36
    «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
Приказ Минтранса №36

Приложение №2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. Цитирую, как есть:

…Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

— транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);

— транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);

— транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2);

— транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Приказ Минтранса №36 категории ТС

Здесь, в отличие от первого условия, всё чётко и понятно.

Обращаю внимание!

Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — это легковые автомобили, категории М1. Условие по установке тахографа не выполняется, то есть устанавливать не надо.

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т — это транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, категория N1. Условие по установке тахографа не выполняется, то есть устанавливать не надо.

НУЖЕН ЛИ ТАХОГРАФ. ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Продолжаем изучать нормативный документ

  • Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36
    «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»

Приложение №2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.

Исключения. Цитирую, как есть:

…за исключением:

транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 «Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок» (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);

пассажирских и грузовых троллейбусов;

автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;

транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не уплачивается;

учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;

транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Здесь без комментариев. Если у вас специальная техника, то ищите в этом списке исключений.

Если нашли, то тахограф устанавливать не надо.

ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ ТАХОГРАФА.

Также немаловажным моментом является административная ответственность. Штраф за тахограф, а точнее за его отсутствие, может показаться кому-то небольшим.

Но на мой взгляд любой штраф может превратиться в кошмар. Давайте лучше будем работать без них.

Итак. Давайте обратимся к КОАП РФ.

Цитирую как есть:

Статья 11.23 КоАП РФ. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (действующая редакция)

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

ТАХОГРАФ И ОБУЧЕНИЕ. ВИДЕО-ОТВЕТ.

Мне задают вопрос:

…Я установил тахографы на транспортные средства. Это всё или нужно обучать работников на специалиста и контролёра?

Ответ я решил записать на видео. Так информативнее. Обязательно посмотрите видео-ответ!

  • Внимание!
    У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
  • Подробнее...
комментариев 12
  1. В ПДД есть другое определение пассажира:
    ПАССАЖИР — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

    • Добрый день. Мои подписчики регулярно получают мои бесплатные видео на ключевые вопросы. На ваш вопрос есть ответ. В качестве исключения (так как вы подписчиком не являетесь) даю вам ссылку на просмотр ответа на ваши сомнения:

      http://www.trconsulting.ru/vash-vopros-nash-otvet/xitroe-ponyatie-passazhir-2/

  2. Добрый день. Как инспектор на дороге будет определять, чем занимается ваше предприятие? Возить устав с собой?

    • Вынесение постановления сотрудником ГИБДД должно быть обоснованным и мотивированным. Это значит, что инспектор может составить протокол за отсутствие тахографа, но принять решение о вынесении административного наказания может только если убедился в одновременном не выполнении двух условий:

      1. Организация которая владеет транспортом и эксплуатирует его занимается перевозками (предоставлет услуги по договору на сторону).
      2. Транспортное средство у этой организации входит в перечень категорий для обязательной установке.

      То есть два условия должны выполняться одновременно для того чтобы возникла обязанность по установке тахографа. Если хотя бы одно из них не выполняется, то обязанности по установке тахографа нет. Поэтому если у инспектора нет «на месте» доказательств того что организация занимается перевозками, то он не может выносит постановление «на месте». Он должен убедиться что организация занимается перевозками.

      Вариант вы подсказали верный, возить с собой копию устава.

      • Инспектор по статье 11.23 КОАП РФ не имеет права вынести постановление на месте, в его полномочиях только составить протокол, а принять решение имеет только начальник ГИБДД или командир строевого подразделения ДПС

      • Могу я подать иск против государства, так как государства запретила мне пользоваться моим личным камазом, так как я не считаю нужным установить тахограф, так как я не занимаюсь комерческой деятельностью

        • Скорее всего дело не в государстве (в данном вопросе), а дело в тех кто представляет государство: надзорные органы. Они частенько трактуют законы не так как на самом деле они понимаются.

  3. Добрый день. Не могу найти людей (юристов и т.п.), которые согласны с Вами. Вот их ответы:В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их тахографами. Категории и виды транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, а также транспортные средства, освобождаемые от данной обязанности, указаны в Приложении N 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
    Довод об отсутствии необходимости установки тахографа, в связи с тем что транспорт предприятием используется только для собственных нужд, возникающих в процессе его деятельности, и не связан с коммерческими перевозками, основан на неверном толковании закона (Судебная практика — Решение Ставропольского краевого суда от 08.07.2015 по делу N 7а-585/2015).

    • Давайте мы правильно зайдем в статью 20 ФЗ-196 «О БДД». Пункт 1
      Цитирую:
      «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:»

      далее

      «…оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы)…»

      теперь главное, это следующее предложение которое в этом же абзаце:

      «…Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации…»

      Нас отсылают к утвержденному ПОРЯДКУ. Обращаемся к этому Порядку. Это Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273
      «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»

      Теперь цитирую этот Порядок:

      «…2. Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов…»

      Почему я выделил слово деятельность. Потому что «перевозка пассажиров и грузов» рассматривается как деятельность которой занимается юридическое лицо. Вся деятельность обозначается в Уставе организации и подразумевает собой договороные отношения.

      Гражданский Кодекс также рассматривает «перевозку» исключительно с точки зрения оформленных договорных отношений.

      Поэтому вывод простой, если организация оказывает услуги по перевозке пассажиров и/или грузов, то она обязана устанавливать тахограф, а если нет, то — нет.

  4. Ваши выводы логичны, и имеют под собой здравый смысл, но к сожалению судебная система РФ в большинстве случаев идет на стороне администравных органов государства, и все сомнения применяются в пользу государства!

  5. Здравствуйте, Константин. А как быть в такой ситуации: Транспортное предприятие занимается перевозкой грузов на грузовых автомобилях, перечисленных в приказе №36 от 13.02.2013. Но один автомобиль занимается исключительно перевозкой наших запчастей и агрегатов со склада на склад. Нужно ли на него устанавливать тахограф? Ведь он не задействован в коммерческих перевозках, в отличие от других авто.

    • Все очень просто. Если бы мы увидели в законе такие слова: «… за исключением авто не занимающихся перевозочной деятельностью… «, то тогда можно было бы обсудить этот момент. Но на сегодняшний день, сам термин: «перевозчик» привязан к юридическому лицу без каких либо исключений. Соответственно, если организация занимается перевозочной деятельностью (в целом) и имеет автомобил, которые входят в соответствующие категории для установки тахографов, то установка обязательна.

      Или по-другому сказать так, если не хотите устанавливать на такой авто тахограф, то его необходимо вывести за рамки этой организации (продать, отдать в аренду).

Добавить комментарий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close
АНКЕТА
Присоединяйтесь к команде профессионалов

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.
ЗАЯВКА
На поиск кандидата (специалист/профессия)

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.