Приказ Минтранса 264 от 29.07.2020 Комментарии

Приказ Минтранса 264 от 29.07.2020. Комментарии профотбора.

Слушайте аудио обзор и комментарии о новом порядке профессионального отбора и профессионального обучения работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. (докладчик К.В. Зворыгин)


приказ минтранса 264

Приказ минтранса 264. Комментарии на профотбор и профобучение водителей и не только.

Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

ссылка на ГАРАНТ

Ниже выкладываю конспект цитат из подкаста (аудио выше).

В самом подкасте вы услышите мои комментарии на Приказ Минтранса 264 от 29.07.2020 который вступает в силу взамен Приказа Минтранса №59.

Краткое содержание:

  1. Что нового в двух словах;
  2. Краткий, но очень емкий разбор ключевых моментов;
  3. Я приведу примеры как должен выглядеть профотбор: какие требуются документы и обучение.

Согласно Постановлению Правительства 1742 от 26.10.2020. с января 2021 года вместо Приказа Минтранса 59 начинает работать новый Приказ Минтранса 264.

Бросается в глаза два момента:

  • Убрали собеседование и тестирование по его итогам.
  • Пропала стажировка, но появилось испытание.

Итак. История вопроса.

Приказ Минтранса 264 разработан и действует в соответствии с частью первой статьи 328 ТК РФ, цитирую Трудовой кодекс:

«…Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

Этот порядок завернут как раз в Приказ Минтранса 264. Поэтому теперь без этого Приказа мы никуда. Это обязательный порядок профотбора и профобучения.

Давайте обратим внимание для кого конкретно этот новый Приказ.

Согласно пункту 3, этот Приказ для работодателей, которые указаны в абзаце первом пункта 2 статьи 20 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», цитирую ФЗ-196:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)

В Приказе Минтранса 264 есть два определения (работник и водитель):

Работник — это лицо которое выполняет обязанности непосредственно связанные с движением транспортных средств.

Водитель — это работник, принимаемый на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством

Это значит, что под работниками, обязанности которых связаны с движением транспортных средств, понимаются специалисты по БДД, контролеры техсостояния и водители.

Это значит, что и специалист по БДД, и контролер техсостояния и водитель проходят профотбор.

Профессиональный отбор включает в себя:

  • подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
  • испытание.

В Приказе Минтранса 264, четко прописано, цитирую:

4. Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

5. Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.

6. Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

А где же стажировка? Теперь вместо нее обозначено испытание!

Испытание и Стажировка это две разные вещи.

Испытание — это период, в течение которого работник проходит испытание с целью проверки соответствия поручаемой работе и определения его профессиональной пригодности.

Стажировка — это, согласно новому ГОСТУ, одна из форм обучения безопасности труда.

И работодатель обязан обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте.

Причем на время стажировки составляется конкретный план ее прохождения.

Получается, что теперь надо проводить испытание и надо проводить стажировку.

Как «убить двух зайчиков» слушайте подкаст. Я предлагаю простое решение. Если у вас есть свое предложение оставьте его в комментариях.

Теперь переходим к блоку профессиональное обучение, цитирую:

Работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями статьи 196 ТК РФ

А в статье 196 ТК РФ ровным счетом точно так же и написано.

Это хороший абзац, объясню почему.

Работодатель определяет необходимость обучения исходя из двух моментов:

  1. По требованию закона (прямое требование на обучение, например в Приказе Минтранса 282)
  2. По наличию потребности в подготовке работников (например, изменились законы, поменялось оборудование, установленное на авто, изменились условия эксплуатации).

Теперь.

Разберем примеры профотбора для нескольких водителей.

Примеры, которые я сейчас разберу, опираются на Квалификационные требования (ныне Приказ Минтранса 282) и порядок проведения профотбора в части подтверждения представленных работником документов.

Напомню, что согласно Приказу Минтранса 264, мы проверяем:

  • наличие водительского удостоверения;
  • наличие документов об образовании и о квалификации (если они требуются);
  • подтверждение стажа (если он требуется).

Примеры

водитель автобуса для организованной перевозки детей.

При профотборе:

подтверждаем наличие российского национального ВУ соответствующей категории. (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ву)

подтверждаем стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет

— требования к уровню профессионального образования не предъявляются (т.е. документы о профобразовании не нужны).

водитель грузового авто со спецсигналами.

При профотборе:

подтверждаем наличие российского национального ВУ соответствующей категории. (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ву)

— требования к стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются.

— требования к уровню профессионального образования не предъявляются, но подтверждаем наличие свидетельства, подтверждающего повышение квалификации водителей транспортных средств оборудованных спецсигналами (т.е. нужен документ об обучении на спецсигналы).

водитель грузового авто с тахографом.

При профотборе:

подтверждаем наличие российского национального ВУ соответствующей категории. (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ву)

— требования к стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются.

— требования к уровню профессионального образования не предъявляются. (т.е. документы о профобразовании не нужны)

НО, так как речь идет о тахографе вы должны убедиться в следующем.

Согласно Приказу Минтранса 282 (это Квалификационные требования), водитель грузового автомобиля должен знать правила использования тахографов и должен уметь использовать в работе различные типы тахографов.

Вот как раз при проведении испытании и стажировки, в рамках профотбора, вы выясняете его профпригодность по работе с тахографом.

Проверяете как он умеет с ним работать. А если он не умеет с ним обращаться, то вы его на стажировке и учите как работать с конкретным тахографом.

Отмечу, что на сегодняшний день обучение на спецсигналы обязательное и в образовательном центре.

Обучение на тахографы вы можете провести либо самостоятельно (на стажировке), либо обратиться в образовательный центр. Здесь у вас есть выбор.

Подведем небольшой итог.

Приказ Минтранса 264 вызывает противоречивые эмоции.

С одной стороны документ стал легче, чётче, логичнее. Есть перелинковка с другими нормативными актами для полного понимания о чем идет речь.

С другой стороны, хорошее впечатление испортило исчезновение стажировки. Ведь это не испытание и проводить его тоже надо.

Стажировка это и есть форма обучения. А значит именно здесь должна быть конкретика.

Оставляйте комментарии. Делитесь мнением, опытом, отвечайте другим на их комментарии, не стесняемся.

Если вы не прослушали подкаст (аудио) о новом Порядке заполнения путевых листов (Приказ Минтранса 368), то прослушать можно здесь>>>

Еще раз дублилую ссылку на документ Приказ Минтранса 264 в Гаранте.

ГАРАНТ
  • Обучение на спецсигналы и тахографы

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение на спецсигналы и тахографы. Выдача соответствующих документов.

Подробнее...
Комментариев 16
  1. Добрый день, Константин Валентинович, спасибо огромное вам за вашу нужную работу в области БДД, я всем своим сотрудникам дают ваши рекомендации, и почему-то мне на почту не пришел подкат на Приказ Минтранса № 264
    С уважением Владимир Лукичев

  2. Добрый день. Константин спасибо за комментарии.
    И все ,же на мой взгляд,как то все размыто в этом приказе, нет полной ясности.
    Давайте разберем прием водителя на работу на примере , как это происходит в нашей компании:
    1. Проверяем на соответствие квалификационных требований.
    2.Подписываем трудовой договор с испытательным сроком три месяца.
    3. Приказом ген директора направляем на стажировку под руководством водителя -наставника,по утвержденной программе .Ну соответственно инструктажи и тд. Программа стажировки у нас 10 дней. В нее входит предмаршрутная и маршрутная стажировка.По результатам стажировки , изучив комментарии водителя -наставника, я ответственный за БДД должен дать заключение о допуске к самостоятельной работе. Вот и возникает вопрос : когда я должен подписывать это заключение? Программа испытания пройдена, значит по логике законодателя испытание окончено. Тогда как быть с испытательным сроком 3 месяца? Как это законодатель понимает? Или мне программу испытания(стажировки) нужно увеличить до 3 месяцев? Но в этом случае ( эти три месяца)стажер сможет управлять ТС только под руководством водителя — наставника.

    • Как вариант, можно уменьшить длительность испытательного срока, сделав его равным длительности прохождения программы испытания (стажировки). Согласно Трудовому кодексу испытательный срок должен быть не более 3 месяцев, но может быть и меньше. Но на это может не согласиться работодатель, особенно если на период испытательного срока водителю установлена меньшая зарплата, чем после его окончания.

  3. То что касается сроков стажировки, то я использую ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения

    Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен.

    А как мы знаем из 287 приказ (теперь уже 282) специалист по бдд должен обладать знаниями по охране труда. Вот вам и ответ по испытанию (стажировке), но данный ГОСТ носит рекомендательный характер.

    • Мое положение о стажировке соответствует всем ГОСТ и требованиям законодательства.
      Суть вопроса была совершенно другая.

  4. Геннадий , если вы внимательно прочитаете мои комментарии , то вы поймете , то, что мы не обсуждаем кол -во часов (смен) стажировки. Они всем известны.
    Тут другой вопрос.

  5. Добрый день! По поводу испытания могу поразмышлять, что сама суть кроется в том, что его можно пройти или не пройти. Работодатель, видимо, в таком случае вправе не принять на работу испытуемого или принять при условии приобретении тех навыков, знаний, на которых от «провалил» эти испытания.

    • Где логика? С таким же успехом при проведении стажировки по 59 приказу можно было получить многочисленные замечания от водителя — наставника и как основание этого — отрицательное заключение от ответственного за БДД.

  6. Добрый день Константин, полностью согласна с Леонидом, понятия Стажировка и Испытание разные вещи. Во время испытательного срока оценивают имеющиеся у работника компетентность, коммуникабельность и т.п. работника и она может длится до 3-х месяцев; стажировка — обучение с проверкой полученных знаний, длительностью от 3 до 30 смен.

    • Так вот и не понятно как «убить двух зайчиков» Уравнять сроки стажировки со с испытательным сроком? Три месяца катать стажера с водителем — наставником? Нереально…У меня у самого ,,лютого» заказчика — Газпромнефть в положении о стажировке для водителя с опытом работы 3 года при приеме на работу — норма 60 часов .

  7. Подскажите, пожалуйста, согласно ПМТ 59 было указано, что стажировка проводиться для водителей, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой. То сейчас только при проведении испытания (при заключении трудового договора) стажировка проводится.
    Как тогда если в организации пи трудоустройстве были одного типа и модели ТС, в в процессе трудовой деятельности появились другие, а так же маршруты….Стажировка не проводиться уже??? Это же не обучение и не подготовка.

  8. Добрый день Константин Валентинович.
    По поводу определения понятия работник : как вы разъясняете в подкасте
    «Работник — это лицо которое выполняет обязанности непосредственно связанные с движением транспортных средств»
    Ваша читата : «Это значит, что под работниками, обязанности которых связаны с движением транспортных средств, понимаются специалисты по БДД, контролеры техсостояния и водители»
    Что на это скажете ???
    Это значит, что и специалист по БДД, и контролер техсостояния и водитель .проходят профотбор.»
    Тогда по этому определению и ремонтная служба в том числе и механики по ремонту «мастера» тоже подходят , они тоже причастны непосредственно с движением транспортных средств, они отвечают за его техническое состояние при его ремонте и тех.обслуживании ……

    • Не забываем что речь идет об обеспечении БДД. Приказ Минтранса 264 это не общий доумент для общего пользования. В нем есть прямая ссылка (нормативная связь) со статьей 20 ФЗ-196 «О БДД». Прочитайте пункт 2 и пункт 3 Приказа Минтранса 264. Поэтому будьте внимательны, вольного трактования допускать нельзя.

  9. Добрый день. Константин вопрос по новому приказу № 264 Минтранса.

    Много не понятного . Я пытаюсь понять другое. К примеру у меня есть положение о стажировке, в котором описан порядок действий направления на стажировку водителя , в каких случаях она проводится , кем, кол -во часов( предмаршрутная , маршрутная, с выездом , без выезда и тд. И как приложение к положению — листок стажировки. Который, собственно говоря и содержит в себе всю информацию : номер листа стажировки, фамилия, имя и отчество ) водителя; сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства; фамилия, имя, отчество водителя-наставника; дата и время прохождения, испытательный период; заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. В чем суть требований законодателя? Каждый водитель у меня принимается на работу с испытательным сроком 3 месяца. Мне нужно оформить лист стажировки и точно такую же информацию продублировать в листе испытания? Стажировку никто не отменял , она предусмотрена ТК. В каком документе теперь фиксировать ее результаты? Переименовать лист стажировки в лист испытания? И как я могу дать положительное заключение о допуске к самостоятельной работе после стажировки,( а она у меня 3 дня предмаршрутной и 7 дней маршрутной) если срок испытания( 3 месяца) не истек? И как понимать законодателя ,, Оформленные листы испытания (стажировки)» ? Так как написано — это по сути один и тот же документ.

    Вообще к этому приказу масса вопросов. Как тогда — если в организации при трудоустройстве были одного типа и модели ТС, в в процессе трудовой деятельности появились другие, а так же маршруты….Стажировка не проводиться уже??? А если перерыв в трудовой деятельности , связанной с управлением ТС был 10 лет??? Стажировка не нужна ,можно сразу допускать к управлению ? Каким теперь нормативным документом это определено? статьей 212 ТК? В ней ничего об этом не сказано. Раньше эти позиции отображались в приказе 59. Где теперь?

  10. Добрый день, Константин Валентинович!
    водитель грузового авто со спецсигналами.
    При профотборе:
    — подтверждаем наличие российского национального ВУ соответствующей категории. (в отдельных случаях допускается наличие иностранного национального или международного ву)
    — требования к стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются.
    — требования к уровню профессионального образования не предъявляются, но подтверждаем наличие свидетельства, подтверждающего повышение квалификации водителей транспортных средств оборудованных спецсигналами (т.е. нужен документ об обучении на спецсигналы).
    Из Вашего комментария следует, что на грузовой транспорт (бензовоз, негабарит, тяжеловес) имеющие проблесковые жёлтые маячки и используемые в ходе эксплуатации как спецсигнал – необходимо свидетельство подтверждающее повышение квалификации водителей транспортных средств?

Добавить комментарий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Да, держите меня в курсе

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close