Стажировка или испытание. Второй ответ Минтранса

Стажировка или испытание. Второй официальный ответ Минтранса.

стажировка или испытание

Краткое содержание данной статьи:

Второе официальное обращение в Минтранс по стажировке и испытанию.

Друзья, обсуждение темы стажировки и испытания продолжается.

И я предполагаю, что подобных запросов в Минтранс намного больше чем мы думаем.

Тема то дейстивтельно острая.

За много лет мы привыкли к тому, что стажировка это часть нашей работы. Мы привыкли к тому, что стажировка, а не испытание это одно из основных мероприятий при обеспечении БДД.

И многие годы данное мероприятие сопровождало нас своей прямой обязательностью в нормативных актах.

Именно в нормативных актах на тему обеспечения БДД.

Тема испытания и испытательного срока была чем то не обязательным. То есть вроде как «может надо, а может не надо».

Я не против того, что теперь испытание это обязательное мероприятие при приеме на работу.

Но я не могу отделаться от ощущения, что обязательность испытания предложена нам не вместе со стажировкой, а вместо стажировки.

Именно поэтому по новому изложенная текстовка закона о профессиональном отборе вызывает у многих не только вопросы, но и раздражение.

Так все-таки стажировка или испытание? А может и стажировка и испытание?

Начало обсуждения этого вопроса о переписке с Минтрансом размещено в предыдущей статье.

Не буду повторяться снова об истории вопроса. Если вы не читали о первом запросе в Минтранс, то переходите на предыдущую статью и ознакомьтесь.

А здесь мы осветим второй вопрос и второй ответ Минтраса! который попал ко мне от наших подписчиков.

Второе официальное обращение в Минтранс. Стажировка или испытание?

Привожу обращение в Минтранс дословно от Леонида, который любезно предоставил данный материал.

Итак.

…С 01.01.2021 вступил в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», вместо отмененного Приказа Минтранса №59.

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 264, водители допускаются к самостоятельной работе после прохождения испытания. В пунктах 8 — 13 описан порядок прохождения испытания.

Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования. При этом испытание водителей маршрутных транспортных средств с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

Испытание проводится на транспортном средстве того типа и модели, и на том маршруте, на котором водитель будет самостоятельно работать.

Испытание проводится под руководством водителя-наставника, который:
— не совершил за последний год ДТП по своей вине;
— при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле имеет стаж (опыт) работы не менее трех лет;
— при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе имеет стаж (опыт) работы не менее пяти лет.

Информация о проведении испытания вносится в лист испытания который должен содержать следующие сведения:
номер листа испытаний; ФИО водителя; тип, марка, модель транспортного средства; ФИО водителя-наставника; дата и время испытания и испытательный период; заключение ответственного за обеспечение БДД.

Листы испытания (стажировки) хранятся не менее пяти лет.

В приказе Минтранса № 264 отсутствуют требования проводить стажировку с водителем при переводе с одного типа ТС на другой.

В этом же приказе отсутствуют требования к работодателю устанавливать и определять устанавливать количество часов стажировки.

В этом же приказе к работодателю предъявляются требования о проведении «испытания» к водителю при приеме на работу.

В связи с изменениями прошу Вас дать разъяснение на следующие вопросы:

  1. Возникает ли у работодателя обязанность проводить стажировку водителю при переводе с одного типа ТС на другой? Если да, то каким НПА это регламентируется.
  2. Возникает ли у работодателя обязанность проводить стажировку водителю при перерыве в трудовой деятельности более одного года? Если да, то каким НПА это регламентируется.
  3. По мнению Минтранса — лист испытания (стажировки) это два разных документа? Стажировка и испытание — это два разных понятия в трудовом кодексе.
  4. На основании чего ответственный за БДД должен дать заключение о допуске к самостоятельной работе водителя, если в листе испытания, в соответствии с приказом Минтранса № 264, отсутствует требование вносить замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера?

Ну а теперь давайте я процитирую ответ Минтранса, в котором по моему мнению, есть очевидный ляп.

  • Обучение по БДД

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.

Подробнее...

Спорный ответ Минтранса о стажировке и испытании.

Ниже в разделе «ИТОГИ» я вам дам ссылку на ответ Минтранса в скане, который мне предоставил Леонид.

Вы сами можете посмотреть этот очень интересный ответ.

Итак, цитирую ответ Минтранса:

«…Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ рассмотрел Ваше обращение от 11.03.2021 № 66879 и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно пункту 9 порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2020 № 264 (далее – Порядок), испытание водителей проводится на транспортных средствах того типа и модели, на тех маршрутах (при их наличии), на которых он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

Требование к водителям автотранспортных средств по проведению испытания при перерыве в трудовой деятельности законодательством Российской Федерации не установлено.

Пунктом 11 Порядка установлено, что информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний. Пунктом 12 Порядка определены обязательные сведения, которые должен содержать лист испытаний. Форма такого листа Порядком не установлена, соответственно работодатель может самостоятельно дополнить указанный лист необходимыми ему сведениями.

Согласно пункту 13 Порядка, лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом.

Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименование подразделений, наименования должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

По мнению Департамента, необходимое количество часов стажировки при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другое должен определять работодатель.

Одновременно сообщаем, что допуск работников к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, осуществляется после прохождения испытания у работодателя. Данный вопрос регулируется внутренней хозяйственной деятельностью организации и может быть закреплен внутренним локальным актом.

Кроме того, по мнению Департамента, проведение стажировки при переходе с одного типа транспортного средства на другой может производится в соответствии со ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедщих в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами трудового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного транспорта
В.В. Луговеко.»

Ну как вам ответ?

Я обращаю внимание, на текст который я выделил красным цветом в ответе Минтранса!

Обязательно дайте свой комментарий в конце этой статьи.

Разница стажировки и испытания? А листы одинаковые. Вот чудо!

Как такое может быть, что «…лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом…», если это две разные вещи?

Еще раз даю определения.

Испытание и Стажировка.

Испытание — это период, в течение которого претендент на должность проходит испытания с целью проверки соответствия поручаемой работе и определения его профессиональной пригодности.

Стажировка — это более широкое понятие и согласно новому ГОСТУ – это одна из форм обучения безопасности труда. И Работодатель обязан обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте. Причем на время стажировки составляется конкретный план ее прохождения.

Более подробно я дал свои аудио-комментарии в специальном подкасте на Новый Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения»

Ссылочка ЗДЕСЬ.

А теперь давайте дадим ИТОГ.

  • Обучение по БДД

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.

Подробнее...

ИТОГ.

Давайте подведем итог.

С каждым новым ответом минтранса я узнаю что-то новое!

Как такое может быть, что есть два абсолютно разных мероприятия, у которых разные цели, разные задачи, разные сроки, разные программы, а вот лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом?

Я не понимаю. А вы?

Если вы хотите посмотртеь скан официального ответа, то оставляю ссылку на скачивание:

Скачать письмо-ответ Минтранса

Если вы хотите самостоятельно сделать обращение, то сделать это можно на соответствующей странице Минтранса:

стажировка испытание вопрос

Вот ссылка на переход.

Подать обращение

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментарии можете оставлять внизу.

  • Константин Зворыгин

    автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

    Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
комментариев 8
  1. Добрый день.
    Коллеги, не берусь судить , но на мой взгляд , это — закономерный итог работы команды прежнего министра Дитриха (Министр транспорта Российской Федерации с 18 мая 2018 по 9 ноября 2020 )
    Весь этот бред , который на нас всех вылился с 01.01.2021 утвержден именно им.
    Сумашедший приказ Минтранса № 368, где в ч 2 ст 20 ФЗ — 196 нашли определение ВИДАМ перевозок для собственных нужд.
    Обязанность соблюдать требования ( отмененного ) приказа Минтранса № 7.
    Обязанность проводить предрейсовый контроль тех состояния ТС в ПОРЯДКЕ , которого нет.
    Я уже ничего не говорю о тестовых заданиях для аттестации ответственных за БДД. Там варианты ответов на некоторые вопросы кроме улыбки ничего не вызывают.
    И все эти приказы были разработаны и утверждены в период его деятельности.
    Вот что это ???? Некомпетентность ? Отсутствие контроля?

    • Добрый день, Леонид!
      А Вы правы в не компетенции экс-министра транспорта Евгения Ивановича Дитрих.
      Его образование из Википедии:
      В 1996 году окончил Московский государственный инженерно-физический институт (с 2009 года — Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ») по специальности «Прикладная математика», в 1999 году — Высшую школу приватизации по специальности «Юриспруденция».

      В 1999 — 2000 годы проходил профессиональную переподготовку в Российской государственной академии труда и занятости Минтруда России по программе «Оценочная деятельность», в 1999 году прошёл повышение квалификации в Государственном университете по землеустройству по программе «Оценка земельных и природных ресурсов, недвижимости и других активов бизнеса».

  2. Добрый день!
    Коллеги не надо паниковать. Ведите все испытания как ранее стажировки по приказу Минтранса № 7 и № 59:
    — при переводе с одного типа ТС на другой;
    — при перерыве в трудовой деятельности более одного года.
    Только переименуйте лист стажировки в лист испытаний и подкорректируйте его. За применение старых нормативных актов еще не наказывали

    • Добрый день.
      Паники то особой нет. Но есть нюанс.
      Если раньше над водителем стоял один специалист по БДД который проводил стажировку, инструктажи и прочее, то сейчас должен быть еще специалист по охране труда. На данный момент именно специалист по охране труда может проводить стажировку при переходе на новую модель т/с и проводить инструктажи в соответствии с нормами охраны труда. Поправьте меня если я ошибаюсь.

      • Максим, с чего вы взяли что инструктировать водителей может только специалист ОТ?
        Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж.
        Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный РУКОВОДИТЕЛЬ( Минтруд 1/29)
        Я очень сомневаюсь , что непосредственным руководителем водителя является специалист ОТ.
        Перенесите всю информацию , которую вы хотите донести до водителей в эти виды инструктажей. Пока не вышла замена приказу Минтранса № 7.

        • Леонид я подводил к тому что для работы с водителем теперь нужен еще один человек. Специалист по ОТ или руководитель с обучением по ОТ не так уж и важно.
          Либо специалист по БДД дополнительно должен пройти обучение по ОТ и стать специалистом в двух направлениях.

          • А вот тут согласен с Вами, Максим! Спеца по БДД отодвигают, вместо него — Охрана труда, мода нынче такая, оценки рисков и прочая лабуда

  3. Трудовой кодекс является документом высшего порядка- Федеральный, а 264 — это приказ Минтранса, если в приказе есть расхождения с ТК делаем всё по ТК.

Добавить комментарий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close