Дистанционный медосмотр водителей
Сегодня разбираем горячую и очень интересную тему. Это — дистанционный предрейсовый медосмотр водителей. Законно ли это?
Напоминаю, что я выбираю самые востребованные и актуальные вопросы или проблемы в области обеспечения БДД и даю ответ с комментариями, опираясь на действующее законодательство.
Также, обращаю внимание, что обсуждение нормативной базы и ссылок на конкретные нормы законов в области обеспечения БДД, ведется на действующий момент.
Слушайте аудио-разбор ключевого момента о дистанционном медосмотре (докладчик К.В. Зворыгин)
Ниже выкладки цитат из подкаста (аудио про дистанционный медосмотр водителей выше).
Каюсь, друзья. На эту тему надо было побеседовать еще несколько лет назад.
Но лучше поздно чем никогда. Тем более дистанционный медицинский осмотр уже развернулся не на шутку.
Дистанционный медосмотр водителей: Начнем.
Я буду максимально объективным. Однако мне придется с помощью действующего законодательства аккуратно снимать лапшу с ушей.
Я помню где-то больше года назад, мне позвонил «продавец», предлагая мне как директору транспортной компании ввести дистанционный медосмотр водителей.
Он ярко рассказывал мне о преимуществах этого мероприятия и предлагал стать частью этого сногсшибательного технического прогресса.
Он не знал, что я директор не транспортной компании, а директор компании, которая их консультирует…)
Начнем, но сначала объективно.
Сама возможность делать медосмотр дистанционно конечно достойна всяких похвал. Я действительно рад, что теперь такое стало возможным. НО…
Вот это НО…. как раз и портит прелесть всей медицинской затеи.
У меня еще несколько лет назад сложилось чувство, что продавцы этих услуг побежали впереди паровоза. И как ни странно они все еще бегут.
А теперь я прокомментирую этот вопрос и отвечу точно так же как и тому «продавцу», опираясь на действующее законодательство.
А оно, к сожалению, пока не торопится меняться.
Итак.
Аргументы «продавца», как он считал, были железобетонными:
- Все делается дистанционно по монитору (это удобно). — С этим действительно стоит согласиться.
- Они уже работают с крупными Заказчиками (якобы Газпром и Роснефть). — Ну это вообще не аргумент.
- Якобы, в судах они уже выиграли спор в этом деле. — Поверьте, бегать еще долго придется.
Теперь мы подошли к моей аргументации.
Итак, открываем Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», и читаем что такое вообще «электронная подпись».
Цитирую:
электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме.
Вы уже видите один из ключевых моментов — электронную подпись можно прикрепить только к электронному документу!
Здесь галочку поставьте. Я еще к этому вернусь.
Двигаемся дальше. Внимание! Сейчас будет суть понимания вопроса.
Теперь открываем Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» и цитирую пункт 16.
Итак:
По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Так вот, читая этот пункт, мы понимаем что на живом путевом листе ставится живая подпись медработника.
Продавец медицинской услуги, после того как я процитировал этот пункт, начал изворачиваться.
Например, он мне сказал, что
«…ну здесь же не написано «живая подпись», здесь написано просто «подпись», а значит якобы можно понимать, что любая подпись и электронная в том числе…»
Дальнейший бред который он понёс, я уже не стал слушать и я его прервал.
Я обратил его внимание как должно быть написано в законе, если речь идет именно об электронной подписи и процитировал пункт 15 (это пример с журналами).
цитирую:
Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесённые в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Ну что, разницу чувствуете? Когда речь идет об электронной подписи (ЭЦП), то и в тексте закона она пишется не просто «подпись», а «электронная подпись» (дословно).
И еще. Обращаю внимание!
Нельзя подписать электронной подписью бумажный документ. Ну никак нельзя. Это следует из определения самой электронной подписи. Процитирую еще раз:
электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме.
Кто-то может сказать (кстати были и такие продавцы), «…Ну я же могу вести путевую документацию на компьютере. Там доктор и будет ставить электронную подпись…»
Ага. Очень прекрасно. А потом дайте водителю в рейс этот компьютер вместо бумажного путевого листа и пускай он его предъявляет сотруднику ГАИ.
Так что уважаемые друзья и коллеги. На сегодняшний день сотруднику ГАИ (если он попросит) пока предъявляется живой путевой лист, а на нем должна быть живая подпись доктора.
Кстати, инициатива об электронном путевом листе в виде проекта закона пока бродит по коридорам власти. Судя по открытым источникам, году так в 2023 его примут. Возможно раньше. Вот тогда все встанет на свои места.
А пока, бежим впереди паровоза.
Итак, итожим.
- Можно ли проводить дистанционно медицинский осмотр водителям? Ответ: можно (законодательством не запрещено)
- Но при этом в живом путевом листе должна стоять живая подпись доктора (то есть дистанционно осмотрел, а потом пусть приедет и поставит живую подпись)
Ну вот и разобрались.
Итак, оставляйте свои отзывы, делитесь мнением или рассказывайте свои короткие истории в комментариях. Надеюсь разбор ключевого момента вам понравился.
До свидания и безаварийной работы.
Кстати, если вы или ваш коллега решили обучиться на специалиста по БДД, то есть готовое решение
- Обучение специалистов по БДД
У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение специалистов ответственных по БДД. Присвоение квалификации. Диплом установленного образца. Пакет Готовых Шаблонов в подарок.
Подробнее...Предыдущий подкаст: Образование специалиста по БДД. Спорный момент
Спасибо Константин Валентинович за инфо по мед осмотрам. Всегда с нетерпением жду вашу разъяснительную информацию по организации перевоз-го процесса, законодательству. Очень интересно, доступно и понятно. Желаю Вам дальнейших успехов.
Публичное обсуждение проекта завершается 13 декабря, приказ вступит в силу с 1 марта 2022 г.
ID проекта 02/08/11-21/00122710
Проект
Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров
В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165; 2016, № 27 (Часть I), ст. 4219) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526), п р и к а з ы в а ю:
Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.
Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866).
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Министр М.А. Мурашко
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от «___» ____________ 2021 г. № _____
Порядок
проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Требование о прохождении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами.
4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
6. Для идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия могут использоваться:
1) единая система идентификации и аутентификации;
2) единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данных гражданина Российской Федерации;
3) идентификаторы, присвоенные медицинской организацией или работодателем;
4) усиленная квалифицированная электронная подпись;
5) сведения, полученные от оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи или от оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
6) сведения, полученные от кредитной организации;
7) иные способы установленные Правительство Российской Федерации.
Смотрите также: Срок действия путевого листа (продолжение)
7. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
8. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя.
9. Предсменные, предрейсовые, внутрирейсовые (внутрисменные) и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее – медицинская организация) и внесенными в Федеральный Реестр медицинских организаций, имеющих право на выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным). В случае проведения медицинских осмотров с применением медицинских изделий медицинского дистанционного контроля сбор, хранение, обработка и предоставление информации, касающейся деятельности медицинских работников и (или) медицинских организацийи предоставляемых ими услуг, осуществляется в информационных системах в соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РоссийскойФедерации № 447 от 12.04.2018 года.
10. Организация проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.
11. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. № 40 «Об организации проведения химико- токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» для определения в ней наличия психоактивных веществ.
12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение:
1) о наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
2) об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.
14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее – Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;
6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;
7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
8) подпись работника.
15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
18. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).
19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.
В справке указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных справок.
Пока это только проект.
Насчет того , что ГПН и Роснефть давно работают таким способом — откровенное вранье.
Мы являемся подрядчиками этих организаций. Никто ничего там об этом не слышал.
В Газпромнефти используются терминалы дистанционного проведения медицинских осмотров, но рядом сидит фельдшер, который ставит штамп в путевке и заносит запись в журнал результатов.
Сергей , регион назовете где ГПН использует терминалы?
Добрый день, Константин Валентинович и коллеги!
Спасибо, что подняли тему. Давно хочу ее тоже обсудить.
Сам работаю преподавателем по подготовке контролеров технического состояния КТС и специалистов, ответственных за обеспечение БДД.
Не раз мои слушатели говорили мне о том, что у них организовано прохождение предрейсовых медосмотров водителей с помощью волшебного прибора, который «может всё»: и пульс измерит, и давление, и содержание алкоголя в воздухе и даже что-то там еще. Выдает после осмотра наклейку с результатами и изображение подписи врача, и даже со штрих-кодом (каким-то), которую водитель вклеивает в путевой лист — и готово, можно ехать! А что, они мне говорят, так нельзя что ли?..
Признаться, с ходу я не смог им ответить тогда на этот вопрос, но начал более тщательно относиться к изучению нормативных документов, регламентирующих порядок проведения предрейсовых медосмотров.
Собственно говоря, на сегодняшний день такой документ один — это приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н, в котором всё и написано.
Самое интересное написано в п. 10:
«10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный № 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.»
Допустим с подпунктом 1) новомодные приборы справятся, всё измерят.
Но что делать с подпунктом 2) ? И ведь он состоит уже не из одного абзаца, и самый интересный второй: «При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи…». Скажите мне, КАКОЙ ТАКОЙ ВОЛШЕБНЫЙ ПРИБОР МОЖЕТ ЗАПОДОЗРИТЬ ПРИЗНАКИ ОПЬЯНЕНИЯ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА и направить водителя на сдачу анализа мочи?.. Вы поняли суть ситуации? В выдыхаемом воздухе паров алкоголя нет, но видимые признаки опьянения налицо! В том числе токсического, наркотического…. И таких случаев из общей количества выявляемых НС будет, думаю, процентов 30. Да никакой прибор не будет даже заморачиваться — в воздухе алкоголя нет — молодец, свободен, работай!
Это первый момент.
И второй момент, который меня еще волнует — как прибор ИДЕНТИФИЦИРУЕТ человека? В какое место водитель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность? И как прибор сличает данные из этого документа с той или теми частями тела, по которой производятся измерения?
Я это все к тому, что я не согласен даже с первым пунктом (не говоря уже об остальных) аргументов продавцов приборов — законодательно проведение дистанционных медосмотров с использованием средств дистанционного диагностирования или каких-то телемедицинских технологий на сегодняшний день не предусмотрено. Медосмотр проводит МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК. Это написано в п. 8 того же приказа Минздрава.
Ну и в подтверждение моих мыслей буквально сейчас наткнулся в Гаранте на вот такой комментарий по этому животрепещущему вопросу:
«Возможен ли дистанционный осмотр водителя с использованием телемедицинских технологий перед выездом (если врач находится в медицинской организации, а не по месту нахождения водителя)?
13 января 2021
Согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе применением телемедицинских технологий, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (п. 22 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях:
1) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
2) принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) (ч. 2 ст. 36.2 Закона N 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. N 965н утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (далее — Порядок).
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н (далее — Порядок N 835н).
Так, согласно п. 8 Порядка N 835н предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по медицинским осмотрам.
Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
— количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
— определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь (п. 9 порядка N 835н).
В постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2018 г. N 05АП-7137/18, суд указал, что Прямых норм, определяющих использование дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, то есть прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, в Федеральном законе N 323-ФЗ и Федеральном законе 196-ФЗ не содержится.
Напротив, статьей 23 Федерального закона 196-ФЗ установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо посредством ввода в штат должности медицинских работников или создания подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), которые будут оказывать медицинскую помощь работникам организации.
Таким образом, прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом не соответствует положениям Федерального закона N 196, что фактически свидетельствует о неисполнении предприятием обязанности по его прохождению. В этой связи смотрите также: Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 сентября 2020 г. по делу N 16-2978/2020.
Исходя из изложенного, считаем, что в настоящее время действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность прохождения дистанционных предрейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
18 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. « (конец цитаты Гаранта)
На этом разрешите поздравить всех в наступающим новым годом! Пожелаю всем новых, хороших, ровных, качественных дорог, оснащенных самыми современными средствами организации дорожного движения (а не контроля!), ну или на самый худой конец — информационным знаком о том, что далее проезд затруднен (читаем — проезда нет) и прилагаемой схемой объезда. Это я еще под впечатлением мартовского отпуска на машине с семьей. Всем здоровья, успехов в делах, новых открытий, в том числе и в нормативных документах!
У ГПН и Роснефть есть ЛНД , которыми они руководствуются при ОБДД.
На безопасности эти компании повернуты. Ни одна из этих компаний не допустит подобного , пока не появится официальный НПА.
Можете в любой поисковик забить — найдете эти ЛНД
Роснефть — СУБЭТС( система безопасной эксплуатации транспортных средств)
ГПН — ОСК 16.05.01
Подтверждаю
Добрый день. У меня вот такой вопрос: А если медицинский работник проводит предрейсовый осмотр, после чего ставит штамп » Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», далее в этом штампе он ставит свое факсимиле, на котором ФИО и его подпись и ещё ставит круглый штампик (как у любого врача) — такой вариант допустим на бумажном путевом листе ?
Допустимый вариант только тот который написан в Приказе (там дословно написано). Другие варианты не предусмотрены.
Добрый день. Выскажу свое мнение. Оно отличное от большинства здесь высказанных. Являюсь руководителем среднего звена в компании, которая эксплуатирует различный транспорт в основном для собственных нужд. В вашем подкасте все верно обозначено. С точки зрения законодательства можно докопаться и к подписи на путевом листе и к журналу. НО. Правительством РФ объявлена цифровизация всех сфер экономики. В 2020 году прошел эксперимент по электронным ТТН. Результат мне неизвестен, но его вроде бы не огласили официально. С 1 апреля 2021 года в нескольких регионах проводился пилотный проект по электронному путевому листу с целью распространения его в дальнейшем на всей территории РФ. Где как не здесь прямой путь на внедрение дистанционного предрейсового медицинского осмотра. После того как медосмотры загнали в лицензированные кабинеты проблема их проведения (и прохождения) стоит очень остро. Откровенно говоря бардак. Если не верите то соберите неофициальную статистику по прохождению медосмотров не в крупных городах а на переферии. Причем поговорите с докторами которые его проводят на предмет качества его проведения. А отдаленные регионы вообще сталкиваются с отсутствием врачей. Мы пробовали в качестве эксперимента указанный медосмотр. Да он имеет уязвимые места с точки зрения законодательства, но и с той стороны работают тоже юристы, которые в судах легко парируют все аргументы. Потому что протокол выписывают сотрудники (полиции или инспекции) не имеющие юридического образования. Формулировка протокола «Не организовано проведение медицинского осмотра» или «Нет штампа на путевом листе» юристами парируется легко. Оттого и большой (огромный) процент выигранных ими дел в суде. В качестве положительных моментов можно отметить возросшую дисциплину (отпал человеческий фактор, через месяц у всех сотрудников нормализовалось давление, стали следить за здоровьем, пульс стал как у космонавтов). Показывали его полицейским. Они тоже отметили положительные стороны. Сообщили, что в рамках цифровизации их постоянно прессуют в этом направлении. Нужно уходить от бумажных носителей,, а собственного опыта у них нет. Поэтому они и стали чаще обращаться тоже к таким компаниям. Нужно просто доработать порядок, чтобы исключалась возможность каких либо манипуляций и гарантировалась достоверность результатов. Сейчас водитель отправленный в командировку из Москвы в Владивосток по закону может не проходить медосмотр каждый день. При внедрении дистанционного медосмотра его можно будет проводить на любой заправке. Надо просто доработать его до конца. Плюсов у него гораздо больше чем минусов. Еще раз повторюсь не являюсь продавцом этих услуг или их лоббистом.
Дистанционный медосмотр- очень удобно, особенно для командировок, но это будет не завтра, технически мы пока не готовы
Добрый день! А почему не подняли вопрос лицензирования данного вида услуг? Должен быть лицензирован медицинский кабинет и осмотр проводится по адресу указанному в лицензии!
Данная услуга конечно требует лицензии, но на счет указанного адреса в законе нет требований.
В Положении о лицензировании медицинской деятельности Постановления Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 852 в пункте 8 указано что соискатель лицензии должен предоставить копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг). А в пункте 11 указано что при смене адреса оказания услуг лицензиат обязан подать заявление на внесение изменений в реестр лицензий с предоставлением всех необходимых документов! Это только мое субъективное видение данного вопроса и вытекающих из него последствий. Прошу пояснить если мое суждение не верно.
Все верно. Те кто оказывает медицинские услуги дистанционно имеют лицензии и здания (помещения) для проведения дистанционного медосмотра. Никаких противоречий нет.
Получается вы сами себе противоречите!) У медицинской организации есть лицензия по адресу с которого она оказывает дистанционные услуги, но подписи живой в путевом листе проставить не может. Чтобы проставить подпись организации необходимо направить по месту прохождения медицинского осмотра водителей медицинского работника, что уже является дополнительным адресом оказания лицензируемых услуг.
Место прохождения медосмотра не там где сидит водитель, а там где сидит доктор. В этом и есть вся суть запутанного законодательства.
Скоро дистанционный медосмотр будет узаконен:
Законопроект
№ 35884-8
О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
(в части проведение медицинских осмотров дистанционным способом)
Отлично
Законодательно лоббируют эту схему
Помимо юридических недоработок существует практика!
Напомню только, что это медицинский вид деятельности!
Сидит оператор м/ж где то в Москве в офисе, у него в мониторе могут быть одновременно несколько клиентов, щелкает по клавише у всех лезут стикеры
Никакой медицины, никакой ответственности, никакого контроля да еще и связь будет подвисать… Если допустят , я отнесусь, как к преступлению .
За свои денежные интересы лишают Нас безопасности на дорогах