Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса №282

Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса №282

требования к специалисту по БДД

Краткое содержание данной статьи:

Поступил вопрос о новых требованиях к специалисту по БДД с 2021 года.

Привожу вопрос как есть.

…Наша организация имеет небольшой автопарк легковых автомобилей. Мы перевозим своих сотрудников по различным служебным делам. Коммерческих перевозок не оказываем, перевозим только для собственных нужд. У нас есть обученный специалист ответственный за БДД, которого мы направляли на аттестацию в начале 2020 года. Не можем разобраться. В связи с новым выходом Приказа Минтранса №282, надо ли ему переобучаться (у него базовое высшее образование). Спасибо.

Используемые мной нормативные акты:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Приказ Минтранса №282. О каких специалистах по БДД идет речь.

Начнем с самого Приказа Минтранса №282. Сразу привожу ссылку на ГАРАНТ, чтобы вы могли увидеть последнюю версию, действующего на данный момент, нормативного акта.

Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282

ссылка на ГАРАНТ
требования к специалистам по БДД

Итак, рубим вопрос под корень. Сразу и на месте.

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относятся к тем кто указан в пункте 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

А это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки),

а также юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Что это значит?

Это значит, что если юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатируют только легковые автомобили и только для собственных нужд, то Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к специалисту ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД) не относятся к таким организациям вообще!

То есть Приказ Минтранса №282 не нужно вообще им открывать!

К слову говоря, и аттестация специалистам по БДД в таких организациях тоже не нужна.

В принципе, по поступившему вопросу можно прямо на этом месте и поставить точку.

Но давайте продвинемся немного дальше в комментариях, раз уж мы затронули этот интересный вопрос.

Приказ Минтранса №282. Новые требования к специалистам по БДД с 2021 года.

Спешим успокоить всех кого волнует вопрос о переобучении или о дополнительном повышении квалификации.

В связи с выходом нового Приказа Минтранса 282 ничего этого делать не надо.

Нет никакого обязательного переобучения и нет никакого обязательного повышения квалификации.

Продолжим цитировать и комментировать Приказ. Начнем с квалификации.

…15.3. К квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Отмечу, что законодатель изменил жесткие требования к образованию: в прошлом Приказе Минтранса №287 обязательным было как минимум высшее образование.

Теперь образование нужно не ниже уровня среднего профессионального.

Это главное и очень важное изменение в Квалификационных требованиях.

Также стоит отметить новый момент о стаже, цитирую:

…15.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Ну и давайте закончим эту тему напомнив, что должен знать и уметь специалист по БДД, согласно новым Квалификационным требованиям, цитирую:

…15.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:

  • нормативные правовые акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • правила технической эксплуатации транспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации.

…15.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:

  • разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
  • анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
  • осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав организации, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
  • разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
  • организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
  • устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей;
  • контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха;
  • организовывать работу контролеров технического состояния автотранспортных средств, транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • проверять при выпуске транспортных средств на линию наличие регистрационных документов транспортных средств, соответствующих разрешений при наличии изменений конструкции транспортных средств, документов, подтверждающих проведение технического осмотра транспортных средств;
  • организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
  • организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд;
  • принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
  • инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • принимать меры по включению резервных транспортных средств в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению транспортных средств с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог.

ИТОГ.

Исходя из поступившего вопроса, а также отвечая на другие частые вопросы в этой теме, итожим:

  • Квалификационные требования и вопрос аттестации специалиста по БДД не относятся к юридическим лицам и ИП, которые эксплуатируют только легковые авто и только для собственных нужд;
  • В новом Приказе Минтранса 282 теперь уровень образования к специалисту ответственному за БДД, требуется не ниже уровня среднего профессионального;
  • Никакого переобучения, переаттестации (если специалист по БДД уже в реестре) и обязательного повышения квалификации не требуется.

Оставляйте комментарии. Делитесь мнением, опытом, отвечайте другим на их комментарии, не стесняемся.

Если вы не прослушали подкаст (аудио) о новых Квалификационных требованиях (Приказ Минтранса 282), то прослушать можно здесь>>>

  • Обучение по БДД

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.

Подробнее...

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментарии можете оставлять внизу.

  • Константин Зворыгин

    автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

    Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
комментария 23
  1. Добрый день! У меня предыдущая аттестация закончилась 10 февраля 2021г., пришлось идти проходить в УГАНД снова с занесением в реестр. Знал бы, что аттестация не нужна тем юридическим лицам, у которых только легковые автомобили для собственных нужд, не пошёл бы. Хотя с другой стороны, аттестация не помешает.

    • Здесь есть два положительных момента для вас:
      1. Вы теперь поняли как оно на самом деле.
      2. Быть в реестре — дальновидное решение.

  2. Добрый день.
    Подскажите пожалуйста, необходимо ли проходить «переаттестацию» по БДД если крайняя аттестация была была в ноябре 2017 г.? В ныне существующий Реестр почему то не внесен.
    С уважением, Сергей

    • Если в Реестр внесены не были, то значит аттестацию проходили в рамказ старого Приказа №13/11. Он отменен. После него Приказ Минтранса №106 пришел. Его тоже уже отменили. Сейчас Приказ Минтранса №283 утверждает Порядок аттестации. Вам нужно проходить аттестацию заново, чтобы вас внесли в реестр.

      • Добрый день. Спасибо за ответ. Правильно ли я понял, что проходить аттестацию заново (для внесения в Реестр) надо будет в ноябре 2022, учитывая, что предыдущая была в ноябре 2017?

        • По большому счету — да. Но к сожалению, этот момент не все сотрудники УГАДН понимают и в разных регионах на этот момент УГАДН смотрит по разному (как ни странно).

  3. Доброго здоровья, коллеги! Хочу поделиться своим наблюдением и услышать точку зрения уважаемых специалистов, в т.ч. и Константина. Суть вот в чём: в квалификационных требованиях (ст. 15.2) к специалисту по бдд четыре последних абзаца точь-в-точь списаны с прошлых требований к диспетчеру, которого в новых уже нет! Это невнимательность наших законотворцев, или наплевательское отношение к БДД?

    • Я думаю, что это просто сделали облегченный вариант «два в одном». Требования к диспетчеру убрали, а по их мнению «четыре умения» должны остаться. Ну вот и переложили их на ответственного по БДД.

  4. Тогда вопрос: какие оперативные сводки я должен составлять за смену? Как принимать меры по включению резервных ТС?! По-моему, там рыбу заворачивали…

    • Согласен. Хорошо, хоть эти темы исключили из вопросов к аттестации. Получается, что вроде «должен уметь», но УГАДН это не интересует.

  5. Константин, спасибо большое за форум!!! Поддерживаю коллег и обращаюсь к вам с просьбой лично — создайте форум-площадку для БДшников, будем там делиться информацией, опытом под Вашим присмотром. С уважением, Александр, г. Симферополь

    • Будет актуально, если коллеги (подписчики. читатели) будут согласны. Сделать я думаю не проблема.

  6. Добрый день!
    Если в организации только легковые автомобили для собственных нужд, ответственный за БДД не нужен. Контроль технического состояния кто -то должен проводить? Какие требования к ним предъявляются?

    • «…ответственный за БДД не нужен…» Как штатная единица не обязателен (в вашем случае), потому что по умолчанию ответственным за обеспечение БДД и за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств является ваш руководитель.

  7. Здравствуйте.
    В офисной организации легковая машина и водитель. Возит директора.
    Гсм по путевкам списывается. Нам нужен ответственный за БДД ?
    В штате нет механиков, ответственных. По какому курсу и кого можно обучить что расписывался в путевках?

    • Нужен вам ответственный по БДД или нет решать вашему руководителю. Потому что по-умолчанию он ответственным и является.

  8. Доброго! Я не имея высшее образование 23.000 прошел переподготовку-диплом (256) часов по программе: Ответственный по БДД и по и нему аттестовался в УГАДН и ? для того чтоб мне работать контроллером тех состояния А Т/С какие дополнительные документы требуются? Возможно хватит 48 часов? а не диплом на 256и часов? Спасибо за ответ.

    • Требования к контролеру отдельные. К ним не нужно привязывать обучение на специалиста по БДД. Согласно Приказу Минтранса №282, цитирую:
      «…
      13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

      образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;

      образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

      13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

      К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 12 ).

      К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются…»

  9. Добрый день, подскажите ваше мнение: «15.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет.» То есть на такую должность кто может претендовать? Диспетчер, контролер со стажем не менее чем 3 года? Диспетчера больше нет в 282 приказе, контролер вроде тоже не подходит. Остаются только БДДэшники со средним профобразованием, которых по увольняли после выхода 287 приказа? И наверное бывшие инспектора транспортной инспекции? А с высшим можно и без опыта работы в этой области.

  10. Добрый день! Я до конца так и не понял, могу ли я являясь руководителем среднего звена в организации не являющейся перевозчиком (по уставу предприятия) управлять своим служебным автомобилем (совмещение, внутрихозяйственная деятельность) ПО ДОВЕРЕННОСТИ выданной руководителем компании. PS. Бух.учет по списанию гсм ведет бухгалтер.

    • По доверенности можете. Но дело не в доверенности. Согласно ПДД она не является обязательным документом, поэтому она вообще никого не интересует. Вопрос в другом. Согласно закону вам, например, надо ставить в путевом листе отметку о прохождения предрейсового медосмотра. Поэтому путевой лист вам нужен в любом случае.

  11. Здравствуйте! Как можно узнать внесена ли я в реестр? Обучение и аттестацию проходила в 2016 году. Мне в этом году нужно пройти заново и обучение и переаттестацию в УГАДН?
    Меня внесут внесут в реестр и это уже навсегда? И в дальнейшем не нужно проходить переаттестацию?

    • Посмотрите здесь и проверьте: Проверка аттестованых в реестре
      Если вас там нет и вам необходимо соответствовать Квалификационным требованиям как специалист по БДД, то вам нужно записаться на аттестацию там же.

Добавить комментарий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close