Нужен ли путевой лист (аудио вопрос-ответ)

Нужен ли путевой лист. И не только об этом…

Прямая консультация в телефоном разговоре.

Слушайте аудиоразбор интересного вопроса, который мы обсуждали прямо по телефону. Редко, но метко.

Имя собеседника не привожу в целях обеспечения приватности.

Телефонный разбор начался с простого вопроса: нужен ли путевой лист на один грузовой авто категории «С», который эксплуатируется для собственных нужд.

И наш телефонный разбор ушел достаточно далеко в смежные темы БДД. Стоило поятнуть за одну ниточку, как сразу всплывают другие вопросы (ну вы сами знаете как это бывает).

Итак, слушайте аудио телефонную беседу где вы для себя можете узнать не только ответ на вопрос: нужен ли путевой лист, но и еще много интересного.

нужен ли путевой лист

Нужен ли путевой лист. Нормативная база

Ниже я просто даю перечнь нормативных актов, на которые я опирался и ссылался при мотивированном ответе (есть ссылки, внимательнее):

  1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», статья 6;
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», пункт 16;
  3. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения», Основные положения по допуску, пункт 12;
  4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 20;
  5. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», 1.1. Классификация транспортных средств по категориям;
  6. Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников», Приложение №1;
  8. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пункт 15.3;

Я думаю, что каждый из вас нашел что-то интересное в телефонной консультации.

Обучение по БДД
У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.

Все курсы
Если вас интересуют все курсы и услуги, которые в данный момент предлагаются для водителй, специалистов и руководителей, то можете пройти по ссылке

Если у вас есть комментарий, обязательно поделитесь с нашими слушателями и читателями (ниже)

Если вы не прослушали подкаст (аудио) о разборе вопроса «Нужен ли договор фрахтования для собственных нужд?», то прослушать можно

  • Константин Зворыгин

    автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

    Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
комментариев 27
  1. Добрый день Константин. Ещё про путевой лист. Ситуация:
    Механик предприятия в целях проведения ТО перегонял автомобиль предприятия с места стоянки на станцию техобслуживания без путевого листа, но имея на руках доверенность в которой указано, что он является механиком и представляет интересы предприятия при проведении ТО и ремонта. Был остановлен нарядом ДПС и на него составили два протокола за управление без путевого листа и управление с непройденым мед.осмотром. Законны ли действия ДПС? 835 приказ Минздрава говорит о том что осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя. Т.Е. если работник состоит в должности водителя он обязан проходить осмотры. Нужно ли механику проходить врача при выполнении своих обязанностей?

    • Давайте по порядку:
      1. Согласно ФЗ-196 «О БДД» под водителем понимается любое должностное лицо управляющее транспортным средством. Про штатного водителя там и слова нет. И это логично. Неужели вы считаете, что если за рулем сидит не штатный водитель, а менеджер, то риск возникновения ДТП снижается. Как это связано с должностью? Ответ — никак. Поэтому механик (или любое другое должностное лицо), которое управляет служебным авто, является по определнию водителем в рамках ФЗ-196 «О БДД». А значит ВСЕ мероприятия должны быть проведены: медосмотры, стажировки, инструктажи и т.д. Здесь действия ДПС законны.
      2. Наличие путевого листа, согласно ПДД, обязательно в установленных случаях. Если сотрудник ДПС установил, что вы занимаетесь коммерческими перевозками, то он вправе его потребовать. Если у него достаточно данных полагать, что это так, но он до конца не уверен, то сотрудник ДПС может составить протокол, и при окончательном установлении может либо вынести постановление, либо его отменить. Обращаю внимание, что путевой лист для предьявления обязателен только если вы занимаетесь коммерческими перевозками. В остальных случаях вы можете оставить его на месте своей работы.

      • Добрый день Константин.
        Согласен, давайте по порядку. По поводу «Про штатного водителя там и слова нет»
        1 Согласно ФЗ-196 «О БДД» ст. 23 п 3:
        Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
        Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
        Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

        • Давайте сделаем нехитрые манипуляции с терминами, чтобы понимать смысл нормы.
          Итак. ФЗ-196 Статья 2. Основные теримны.

          Цитирую: водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Водитель может управлять транспортным средством в качестве работника.

          А теперь давайте подставим данный термин в статью 23. Например,
          «…Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве лица, управляющего транспортным средством…»
          Управление транспортным средством — это работа? Да, конкретная работа. Например, директор сел за управление служебным транспортным средством. Он выполняет работу в качестве лица управляющего транспортным средством? Да, выполняет. Будьте добры пройти предрейсовый медосмотр.

    • Я тоже механик и если выезжаю на автомобиле то обязательно оформляю путевой на себя. Я же выполняю работу водителя находясь за рулем. А если есть путевой то должна быть отметка медика. Но вот штраф за медика без путевого очень странно. Откуда они знают прошел я медосмотр или нет.

      • Добрый день Илья. Все зависит от цели поездки. Если Вы эксплуатируете транспорт для определенных целей то соответственно нужен учет работы автомобиля: Устав автомобильного транспорта ст.2 п.14 путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
        В моем случае автомобиль не эксплуатировался, а находился на ТО. Зачем там путевка? Ну а прохождение доктора должно проводится согласно ФЗ-196 «О БДД» ст. 23 п 3:

        • находиться на ТО и экспулатироваться по дорогам общего пользования, чтобы добраться на ТО это разные вещи.

  2. Добрый день.
    Константин, вы пишете:

    Ниже я просто даю перечнь нормативных актов, на которые я опирался и ссылался при мотивированном ответе (есть ссылки, внимательнее):

    Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», статья 6.

    Какое отношение в данном случае имеет ссылка на статью этого ФЗ?
    Этот ФЗ регулирует отношения в сфере оказания услуг транспортом.

    • В начале телефонной беседы я говорю об универсальности документа (путевого листа). Естественно слушателям необходимо знать каким документом он вообще регламентируется в части обязательности.

  3. ….приобретают ТС, а потом сами себе проблемы создают. Ну проще всего заказать ТС по фрахту, подготовить, к примеру, списки детей и сопровождающих, остальное за перевозчиком, который подготовлен.

  4. На мой взгляд, ссылка на этот фЗ в этом подкасте некорректна.
    Потому что у людей и возникает сразу вопрос следующего плана — ,, а зачем он мне нужен, если ПРЯМОЕ требование его использовать регламентирует только этот ФЗ ?»

    • Если этого ФЗ не будет, то люди могут и не знать, в каких случаях он требуется. Поэтому именно наличие этого ФЗ определяет когда нужен путевой лист, а когда нет. ФЗ останется в тексте….)

  5. Добрый день.

    В своем разговоре упоминаете, что отметка о прохождении медицинского осмотра обязательно проставляется в путевом листе. Однако п. 16 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» не дает обязательных требований: По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. Т.е. получается если нет путевого листа, то и штамп некуда ставить.
    А проверка технического состояния ТС перед выпуском на линию сейчас вообще в не закона.
    Поправьте, если не прав.

    • По проверке техсостояния не соглашусь о «вне закона». Требование не выпускать есть в ПДД (ссылка есть в тексте моей статьи), есть и ответственность за выпуск неисправного авто. Это обязаны делать все вне зависимости от вида деятельности и вида перевозок. Вопрос где ставить отметку? Если вы эксплуатируете только легковые авто и только для собственных нужд, то результат работы ответственного за тех состояние все равно должен быть где то документально отражен. Есть выбор либо завести журнал, либо поставить подпись в путевой лист. Логику применения путевых листов я разъясняю в начале беседы.
      По поводу медосмотра. Медосмотр все равно надо проходить. А от путевого листа лучше не отказываться. Логика «если нет требования, то я вести не буду» не совсем правильная. Путевой лист это очень хороший и универсальный документ, который очень сильно помогает в работе.

  6. 1) Молодому человеку , зарегистрировать автомобиль на Физлицо !
    2) Делаем расширенную страховку , вписываем всех водителей кто будет ездить на автомобиле . И всё ! Не надо больше ничего !
    1) Всё где стоит Юрлицо — Заключаем договора на выпуск автомобиля с предприятиями у кого есть возможность оказания услуг по выпуску автотранспорта ( диспетчер выдача путевого листа — журнал выдачи п/л , доктор — журнал и механик — журнал по выпуску , в том числе и мойка автомобиля и стоянка автомобиля . Очень удобно , что б всё было в одном месте . (Автотранспортные предприятия) .
    2) Соответственно и ведение всех журналов , в том числе и выдача путевых листов.

  7. вопрос можно решить по другому.
    1. купить ТС до 3.5 тон (думаю стенды не имеют большого веса да и в Москве въезд в центр будет легче они с 5т еще хлебнут горя))
    2. Если нет то сдать в аренду свое ТС в транспортную организацию где все есть и заказывать данное ТС у них где будет все оформлено,(только своих сотрудников оформить у них на 0,0001 ставку как водители.
    3. принять в штат сотрудника на 0.01 ставки специалиста по БДД и он же контролер тех состояния, заключить договор с мед учреждением по медосмотру. Траты денежных средств небольшие.

  8. Продайте автомобиль физическому лицу, оформите ОСАГО без ограничения лиц, управляющих ТС (подороже будет).
    Но если при поездке случится авария, то будут вопросы по охране труда, нужно будет оформлять несчастный случай.

  9. Константин, в подкасте вы озвучили следующую фразу : ТС Mitsubishi — L200 , хоть и является грузовым категории N 1, но в этом случае организации эксплуатирующей такие автомобили не нужны обученные и аттестованные специалисты. Потому что привязка идет к грузоподъемности.

    Не совсем понятен ход ваших мыслей.

    ч 2 ст 20 — Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны.

    Ни слова о грузоподъемности не сказано.

    Вы хотите сказать , что на организацию в парке которой Газели не распространяются обязанности выполнения требований ч 2 ст 20 ?

    • Газели бывают разные. Бывают с количестовм мест больше 8, а бывают меньше 8. Газели бывают с полной массой до 3,5 тонн, а бывают больше 3,5 тонн (до 5 тонн). У таких Газелей разные цели. Почему я решил так а не иначе. На эту тему я долго рассуждал. Замечу что это лишь моя точка зрения. В основе лежит мой личный разговор с руководителем отдела законодательных инициатив Минтранса. Того самого отдела который и «пишет» эти Приказы Минтранса. В личной беседе он объяснил мне что все кувырки со статьей 20 ФЗ-196 производятся только с одной целью: завести перевозчиков в законодательные стойла. Много «серых» перевозчиков стали уходить в тень и оказывать услуги перевозки как физлица (частные лица) без договоров, не неся никакой ответственности. Именно поэтому появился в статье 20 пункт 2 в таком кучерявом виде. И цель его была не кошмарить тех кто перевозит для собственных нужд L200 и простыми Газелями, а кошмарить тех кто оказывает услуги перевозки якобы для собственных нужд не делая ничего по ОБДД. Возможно я написал очень сложно, и как всегда УГАДН об этом не знает, но эта же мысль подтверждается в тахографах: почему на Газели с полной массой до 3,5 тонн не надо ставить тахографы, а более 3.5 тонн надо?
      Цитирую: «…Порядок оснащения транспортных средств тахографами применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее — владельцы транспортных средств), в целях обеспечения безопасности дорожного движения…» Вот он водораздел.

  10. Это понято. И понятно для чего в ПТС таких ТС пишут грузовой. Растаможка таких автомобилей стоит в два раза дешевле. Но закон то нужно читать так, как он написан.
    Я вам скажу больше. У меня в северном филиале автопарк состоит из Тойота Хайлюкс. Была проверка ГИБДД в рамках исполнения требований ФЗ — 196.
    Все по ч 2 ст 20. Мотивировка такая же- автомобиль грузовой.
    А Москве знаете что твориться?
    Сейчас владельцы пикапов обязаны соблюдать ограничения для грузовиков, штрафы с камер летят.

    • Надзорные органы вертят законы так как хотят. И это не секрет. Причем я знаю, что одни и те же нормы закона в разных регионах УГАДН «читают» по разному. Но это не значит, что в Москве закон понимается так, а в Нижневартовске по другому. Я делаю акцент на законодательной инициативе: какой смысл был заложен. А вот как будут работать надзорные органы и как будут действовать юрлица и ИП это уже их «крест». Опять же в поддержку своей точки зрения. Представим, что в одной организации есть Митсубиши Паджеро спорт, а в другой Митсубиши L200 с крытым кузовом. Авто одинаковые не считая, что в ПТС одного написано «легковой», а в ПТС другого «грузовой». И если дословно читать закон глазами надзорного органа, а не инициатора законодательной инициативы, то в одной организации должен быть обученный и аттестованный специалист по БДД, а в другой обучение и аттестация не обязательны. Вопрос, а почему там где есть Митсубиши Паджеро спорт не нужен обученный и аттестованный специалист по БДД. Там что вдруг риск возникновения ДТП резко снизился? Логики нет. А логика появляется в том случае когда начинаем смотреть на нормы глазами инициатора законодательной инициативы, а не надзорного органа. Повторюсь, я всего лишь трактую смысл этих норм так как я вижу. Но это не значит, что надзорные органы будут читать эти нормы так же как я.

  11. Ответ очень простой простой почему у Митсубиши Паджеро спорт в ПТС написано легковой , а у Митсубиши L200 с крытым кузовом — грузовой.

    «Транспортные средства типа «PickUp», имеющие грузовую платформу, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС в случае, если имеют более двух осей или полную массу более 3500 тонн или выполняется любое из следующих условий:

    1. Максимальная внутренняя длина площадки для перевозки грузов (грузовой платформы) превышает 50% длины колесной базы транспортного средства.

    Необходимым требованием для данного условия является невнесение каких-либо конструкторских изменений, влияющих на изменение длины колесной базы, длины грузовой платформы, или

    2. Р — (M+Nx68)>Nx68, где:

    Р — технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства, кг,

    М — масса снаряженного транспортного средства, кг.

    Под массой снаряженного транспортного средства понимается масса порожнего транспортного средства. Эта масса включает в себя также массу охлаждающей жидкости, масел, 90 %, топлива, 100 % других жидкостей, инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг);

    N — число мест для сидения, помимо места водителя.»

    В ином случае автомобиль классифицируется в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, то есть категория М1, легковой автомобиль.

    А надзорные органы , естественно, будут руководствоваться документацией, а не логикой.
    Это законодатель должен был включить мозг , когда прописывал требования к ЮЛ и ИП эксплуатирующим грузовые ТС. Сделать привязку не к типу , а к грузоподъемности.

    • все верно. я такие вещи называю…правовой заворот кишок.

  12. Добрый день. Возник вопрос о выезде в выходной день и праздничный день. Как правильно оформлять путевые листы если контролёр и медик работают 5/2, а в выходные дни бывают аварийные работы. машинами управляют разные люди, да и машины каждый раз разные, то кран, то самосвал. то газель, то все вместе. Имеется ли возможность правильно оформить выезд аварийной бригады(путевые листы), чтобы не задействовать контролера и медика?

    • В законах нет исключений на случай выходных или аварий, поэтому без контролера и медика никак.

  13. Еще по той же теме. Можно ли путевые листы использовать с красной полосой «Аварийная» или это уже не предусмотрено законом?

    • Все формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78
      «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
      Скачайте его в интернете. Там все формы.

Добавить комментарий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close
АНКЕТА
Присоединяйтесь к команде профессионалов

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.
ЗАЯВКА
На поиск кандидата (специалист/профессия)

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.
Ищите работу или предлагаете её ?

Решаем кадровый вопрос

Новый проект в помощь
специалистам, экспертам...
и работодателям
ПОДРОБНЕЕ