Стажировка или испытание. Ответ Минтранса (официальный).

Краткое содержание данной статьи:
- Вопрос от Сергея в Минтранс о стажировке и испытании
- Официальный ответ Минтранса. Ознакомимся
- Разница стажировки от испытания. Мое мнение
- ИТОГ
Официальное обращение в Минтранс по стажировке и испытанию.
Ну что друзья, сначала два слова о сути вопроса.
Вопрос стажировки и испытания завернут в разные нормативные акты.
Самый близкий для нас это —
«Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.»
Раньше в этом нормативном акте речь шла только о стажировке и об испытании речи вообще не было.
Теперь же новый Порядок утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264
И теперь в тексте, почему то вместо стажировки фигурирует испытание.
И теперь лист стажировки называется лист испытания (стажировки).
Многие специалисты в недоумении и запутались окончательно. Что проводить при профессиональном отборе (при приеме на работу), стажировку или испытание?
Свое мнение я обозначу ниже.
А теперь главное!
Официальное обращение в Минтранс. Стажировка или испытание?
Привожу обращение в Минтранс дословно от Сергея, который любезно предоставил данный материал.
Итак.
«…Добрый день. Вопрос по новому приказу № 264 Минтранса.
Много не понятного. К примеру у меня есть положение о стажировке, в котором описан порядок действий направления на стажировку водителя: в каких случаях она проводится, кем, количество часов (предмаршрутная, маршрутная, с выездом, без выезда и т.д.)
И как приложение к положению — листок стажировки.
Который, собственно говоря, и содержит в себе всю информацию: номер листа стажировки, фамилия, имя и отчество водителя; сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства; фамилия, имя, отчество водителя-наставника; дата и время прохождения, испытательный период; заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
В чем суть требований законодателя?
Каждый водитель у меня принимается на работу с испытательным сроком 3 месяца.
Мне нужно оформить лист стажировки и точно такую же информацию продублировать в листе испытания?
Стажировку никто не отменял, она предусмотрена Трудовым Кодексом.
В каком документе теперь фиксировать ее результаты? Переименовать лист стажировки в лист испытания?
И как я могу дать положительное заключение о допуске к самостоятельной работе после стажировки, (а она у меня 3 дня предмаршрутной и 7 дней маршрутной) если срок испытания (3 месяца) не истек?
И как понимать законодателя «Оформленные листы испытания (стажировки)«?
Так как написано в Приказе — это по сути один и тот же документ.
Как тогда поступать, если в организации при трудоустройстве транспортные средства были одного типа и модели, а в процессе трудовой деятельности появились другие, а так же если появились другие маршруты стажировка не проводиться уже???
А если перерыв в трудовой деятельности, связанной с управлением авто, был 10 лет, стажировка не нужна, можно сразу допускать к управлению?
Каким теперь нормативным документом это определено? статьей 212 ТК?
В ней ничего об этом не сказано. Раньше эти позиции отображались в Приказе Минтранса №59. Где теперь?»
Замечу от себя, я полностью солидарен с Сергеем. Раньше по стажировке было более менее понятно: вот Трудовой Кодекс с общими требованиями по стажировке, а вот утративший силу Приказ Минтранса №59, где четко была детализирована стажировка.
Зачем наводить «тень на плетень»?
Теперь стажировка подвисла в воздухе, и подменяется испытанием, которое имеет совсем другое предназначение.
Об этом ниже.
Ну а теперь давайте я процитирую ответ Минтранса, который по моему мнению, вообще сути вопроса не понял и дал очень размытый (это очень мягко сказано) ответ.
- Обучение по БДД
У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.
Подробнее...Размытый ответ Минтранса о стажировке и испытании.
К слову говоря, ниже в разделе «ИТОГИ» я вам дам ссылку на ответ Минтранса в скане, который мне предоставил Сергей.
Вы сами можете лицезреть этот очень интересный ответ.
Итак, цитирую ответ Минтранса:
«…Уважаемый Сергей Александрович!
Департамент государственной политики в области автомобильного транспорта и городского пассажирского транспорта Минтранса России рассмотрел ваше обращение от 15.01.2021 №Х-395 и сообщает.
В соответствии с п.7 приказа Минтранса России от 29 июля 2020 г. №264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством, в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со ст. 70 ТК РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 251 ТК РФ в отношении отдельных работников могут предусматриваться особенности регулирования труда — нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
В соответствии с главой 51 ТК РФ для работников транспорта предусмотрены особенности регулирования труда.
Таким образом, в отличии от иных категорий работников Порядком фактически предусматривается возможность осуществлять испытания водителей без допуска к самостоятельной работе.
Период испытания без допуска к самостоятельной работе, проводимый под руководством водителя-наставника, указывается в листе испытания (стажировки) в соответствии с п.12 Порядка.
Полагаем, что в трудовом договоре может быть указан общий период испытания, предусмотренный ст. 70 ТК РФ, в том числе, с указанием периода испытания без допуска к самостоятельной работе.
Кроме того, по мнению Департамента, проведение стажировки при переходе с одного типа транспортного средства на другой может производится в соответствии со ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедщих в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами трудового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного транспорта
В.В. Луговеко.»
Ну как вам ответ?
Я думаю сказали как отрезали. Вот прямо сразу всем и всё стало понятно.
Может у вас есть свое мнение? Или вы хотите ответить на другой комментарий?
Обязательно дайте свой комментарий в конце этой статьи.
Разница стажировки и испытания. Мое попутное мнение
Испытание и Стажировка это две разные вещи.
Испытание — это период, в течение которого претендент на должность проходит испытания с целью проверки соответствия поручаемой работе и определения его профессиональной пригодности.
Стажировка — это более широкое понятие и согласно новому ГОСТУ – это одна из форм обучения безопасности труда. И Работодатель обязан обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте. Причем на время стажировки составляется конкретный план ее прохождения.
Более подробно я дал свои аудио-комментарии в специальном подкасте на Новый Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения»
Ссылочка ЗДЕСЬ.
А теперь давайте дадим ИТОГ.
- Обучение по БДД
У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.
Подробнее...ИТОГ.
Давайте подведем итог.
По моему мнению, вопрос вообще не решен. Ответ не ясен. И такое впечатление, что вопросов стало еще больше.
У вас нет такого ощущения?
Кстати многие интересуются листами испытаний стажировки водителей. Как они теперь должны выглядеть?
Ответ простой.
Утвержденной формы нет, но есть обязательные требования к сведениям, которые они должны содержать. Подробнее вы можете просто прочитать в пункте 12 Приказа Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264
Если вы хотите посмотртеь скан официального ответа, то оставляю ссылку на скачивание:
Скачать письмо-ответЕсли вы хотите самостоятельно сделать обращение, то сделать это можно на соответствующей странице Минтранса:
Вот ссылка на переход.
Подать обращениеИ не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.
Комментарии можете оставлять внизу.
По моему эти господа начали медленно, но верно выживать из ума)))
При наличии разных специалистов по охране труда и безопасности ДД вроде все просто. Специалист по БДД проводит испытание по срокам установленным предприятием и указанным в положении. В трудовом договоре испытательный срок водителя указывается общий 3 месяца, но разделенный на испытание с водителем наставником и самостоятельной работой. А стажировка водителей при переходе на другой транспорт или после перерыва в работе относится к охране труда и является заботой специалиста по охране труда. Вроде так?
Когда в организации есть служба БДД и охраны труда. то обычно разрабатывают Порядок или Положение (инструктажа, стажировки и пр.) где четко разделяют зоны ответственности. Только так, иначе будут конфликты служебных интересов.
Для себя определил следующее. Минтранс допускает деление общего периода испытания (которое не может превышать 3 месяца) на две части:
1) Испытание без допуска к самостоятельной работе. Регламентировано Приказом № 264, проводится под руководством водителя-наставника, оформляется лист испытания (стажировки), (длительность согласно ГОСТ от 3 до 19 рабочих смен);
2) Испытание с допуском к самостоятельной работе.
Так что ли?
Я ж говорю, вопросов стало больше. А ясности ни какой. Сейчас все специалисты должны сидеть и разгадывать этот ребус.
Ну а Ваше мнение какое?
Очень просто. Кратко я его сформулировал в подкасте при обсуждении нового Приказа Минтранса 264.
Делаем стажировку и делаем испытание и компилируем документы как у кого получается.
Складывается впечатление, что законодатели хотят нивелировать область специалиста по БДД в угоду Охране труда? У меня выходит, что так! Характеризовать можно всё это разгильдяйство одним словом — НЕДОУМЕНИЕ! «Хотели, как лучше…, а получилось как всегда!» Классика! Уже перепрофилироваться, или ещё подождать?
У меня другое мнение.
Я думаю , что в министерство пришли новые молодые специалисты( так называемые жертвы ЕГЭ). Исковеркали более менее понятные приказы Минтранса, полагая то что это внесёт ясность.
В итоге получилось то что получилось.
Ведь это как-то все сразу навалилось ч 01.01.2021.
Тестовые задания для аттестации специалистов, бред написанный в приказах 368, 264.
Требования к проведению инструктажей, которых на сегодняшний день нет, требования к проведению предрейсового контроля тех состояния, порядок которого отменён и ТД. Можно долго перечислять…
День добрый, Есть предложение, подготовить ПИСЬМО и разослать его по регионам, чтоб свалился шквал этих обращений на Минтранс, ведь так нельзя издеваться и пускать на самотек безопасность движения, Вопрос еще и в том, как себя будут вести суды, не дай бог, если после проверок «компетентными органами» будут выявляться нарушения в этом бардаке.
Добрый день, коллеги! Не работал сайт, общение прерывалось. Хочу высказать своё мнение: Молодые специалисты (так называемые жертвы ЕГЭ) (с) направляются более старшими товарищами с целью пододвинуть весь комплекс БДД под зонтик Охраны труда, оценки рисков, условий труда и прочая лабуда в ущерб работе с водителями, причём налаженной нормальной работе!!! Посмотрите, что творится в Охране труда — сплошная цифровизация процессов по болтологии, а поговорить с работягой некому! Он и сам Вас научит производственному процессу, а вот живое общение подменяется! Подменяется институт наставничества опытных водителей над молодыми, права можно получить и В и Д одновременно, без требований к опыту работы!
В трудовом законодательстве есть понятия испытание работника, оно проводится в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Стажировка — рабочее время для приобретения навыков, приёмов конкретной работы и безопасности труда. У этих понятий разные цели, процедура, сроки проведения, оформление и т.п. Какая-то каша. В ТК эти понятия абсолютно разные.
Константин добрый день ! Ответьте пожалуйста на вопрос. Может ли аттестованный по безопасности дорожного движения сотрудник имеющий диплом 23.00.00 подписывать путевой лист ?
Если конечно его назначат приказом.
Из вопроса не понятно за кого подписывать путевой лист? доктора, контролера, водителя или диспетчера?
За контролёра ТС.
Тогда необходимо соответствовать Квалификационным требованиям еще и как контролер.
Константин, проходил аттестацию ответственного за БДД 28.03.2017 в реестре Росавтотранса меня нет. Нужно ли проходить переаттестацию в 2022 году ?
Да. Вы должны быть соответствовать требованиям (в том числе быть аттестованным) в рамках именно действующего законодательства.
Это почему? Квалификационным требованиям он соответствует. Аттестован по приказу № 106 на 5 лет. Срок действия аттестации не истек.
Если он был аттестован еще по Приказу Минтранса №106, то должен быть внесен в реестр аттестованных (так написано в этом Приказе). И в этом же приказе вы не найдете слов о сроке на 5 лет. Согласно этому Приказу нет срока вообще (бессрочно).