ПУТЕВОЙ ЛИСТ

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

ООО «Транспортный консалтинг» предлагает вам к работе шаблоны путевых листов легкового автомобиля, грузового автомобиля и автобуса. Это унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78. В конце статьи есть возможность их посмотреть и скачать. Для полного понимания применимости этих документов настоятельно рекомендуем вам прочитать статью полностью.

ДВИЖЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА ЧЕРЕЗ ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Вы хорошо знаете, что обоснованное списание расхода топлива ведется через путевой лист, согласно Методических Рекомендаций АМ-23р. Обращаем внимание, что если вы не нашли базовых норм или с помощью базовых норм из Методических рекомендаций вы не можете обосновать свой фактический расход топлива на автомобиле, то для обоснованного списания топлива, мы рассчитаем вам базовые нормы по методике НИИАТ.
  • Есть лицензионное соглашение.
  • Срок исполнения до 10 дней.
Расчет базовых норм по методике НИИАТ

НУЖЕН ЛИ ПУТЕВОЙ ЛИСТ И КАКОЙ ФОРМОЙ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

В Письме Минфина № 03-03-04/2/77 от 16.03.2006 года есть ответ на вопрос, который ставит под сомнение обязательность утвержденной формы путевого листа и периодичность его ведения для разных типов организации. Цитируем:

…Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о документальном подтверждении расходов, связанных с содержанием автомобилей, используемых в деятельности налогоплательщика, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения налогом на прибыль организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье.

Форма N 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.

Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:

а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.

При этом первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.

В том случае, если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, считаем, что путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.
Заместитель директора Департамента таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
А.И. Иванеев

КОММЕНТИРУЕМ ПИСЬМО МИНФИНА О ПУТЕВОМ ЛИСТЕ

На первый взгляд, прочитав Письмо Минфина, можно сделать вывод, что придерживаться утвержденной формы не обязательно, а вести его каждый день нет необходимости. Но это только с точки зрения бухгалтера. Давайте посмотрим шире на этот вопрос…

…Чем хорош мой сайт, так это тем, что на внутренние документы, которые ведет ваша организация я смотрю с разных точек зрения и оцениваю их с точки зрения бухгалтерского дела, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны труда.

— Директор ООО «Транспортный консалтинг» Зворыгин Константин

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЭТО УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

Сразу скажу, если есть разработанная форма путевого листа, то зачем организации (даже если она не занимается перевозками) придумывать свою форму? Очевидно, что существующая форма путевого листа учитывает все необходимые моменты в работе водителя:
  • Учет рабочего времени водителя;
  • Движение ГСМ;
  • Учет спидометрового оборудования;
  • Делается отметка о выпуске на линию исправного автомобиля;
  • Делается отметка врача, осуществляющего предрейсовый (послерейсовый) медосмотр;
  • Обозначается задание водителю;
  • Отмечается маршрут движения автомобиля (улица, дом).

НА КАКОЙ СРОК МОЖНО ВЫПИСЫВАТЬ ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Исходя из вышеобозначенного Письма Минфина, следует, что не важно на какой срок выписан путевой лист (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально), главное, чтобы периодичность путевого листа позволяла организовать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов. Это верно, но это рассуждения с точки зрения бухгалтера. А теперь давайте посмотрим с точки зрения безопасности дорожного движения. В путевом листе должны быть отметки врача о проведении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (дата и время). Если вы выпишите водителю путевой лист на месяц, как и где вы будете штамповать ежедневные отметки? А ежедневные показания одометра (спидометра) и время выезда транспортного средства из гаража (стоянки) и его заезде в гараж (стоянку)…? В конце концов за месяц можно столько адресов объехать, что они не поместятся на путевом листе, а точный адрес (улица, дом) писать точно надо (налоговая требует обоснованности поездки). Поэтому лучше всего, принимая во внимание мнение не только бухгалтера, но и ответственного по БДД, организовать ежедневное ведение путевой документации.

Если у вас случается, что водитель, специалист или руководитель используют служебный автомобиль в личных целях, то как документировать этот вопрос, можно узнать ЗДЕСЬ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКВИЗИТОВ И ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152


Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов

I. Общие положения

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов разработаны в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555).
2. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

II. Обязательные реквизиты путевого листа

3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:
1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;
2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
7. Сведения о водителе включают:
1) фамилию, имя, отчество водителя;
2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
8. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

III. Порядок заполнения путевого листа

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
11. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.
12. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
14. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на указанную стоянку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя.
15. В случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с места постоянной стоянки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку — в путевом листе водителя, который последним заезжает на постоянную стоянку.
16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
18. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет….

СКАЧАТЬ ФОРМЫ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

Как и обещали, предлагаем вам скачать формы путевых листов. Данные формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Это же Постановление предлагает вести путевую документацию именно по этим формам юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
ПУТЕВОЙ ЛИСТ 05.02.2015
комментария 4
  1. Константин, добрый день!
    Подскажите, как квалифицировать ситуацию по выдаче путевых листов на спецтехнику. Пример: ППУ, автомашина стоит на одном месте, системой трубопроводов «подбита» к ёмкости, работает только верхнее оборудование, ну и двигатель соответственно. Я настаиваю на выдаче путевых листов, с прохождением предрейсового медосмотра и технического контроля ТС, но мой Руководитель против выдачи путевых листов, аргументируя это тем, что авто не движется, работает только оборудование. Медика проходит, перед сменой, как и все работники, не водители. На какой нормативный документ я могу сослаться, о необходимости выдачи путевого листа, даже при работе только оборудования! Работы производятся на газовом месторождении, на скважине, где данное авто и стоит
    Спасибо

    • Добрый день. Начну с простой логики. «Путевой» от слова «путь». То есть путевой лист выдается на путь (рейс) при движении из точки А в точку Б. Если авто стоит и никуда не выезжает (и более того, не собирается вообще никуда выезжать), то соответственно речи о путевом листе вообще нет.

      Теперь обратимся к нормативному акту:
      Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78
      «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

      Там приводится обширный спиок документов первичного учета. Если конкретнее, то путевой выписывается и выдается, если речь идет о выезде и возвращении.
      А если механизм стоит и работает, то речь идет о рапорте. Все формы там приведены.

      Если говорить об обеспечении БДД, то эти требования относятся к юрлицам и ИП только в том сучае, если авто передвигается по дорогам общего пользования. Если нет, то это в чистом виде охрана труда.

  2. Добрый день, Константин!
    Помогите пожалуйста разобраться. Такая ситуация, служебным автомобилем управляет заместитель руководителя, каким образом нам необходимо оформлять это право, путевым листом или доверенностью? и можно ли выдать путевой лист в данном случае на месяц? если да, то на основании чего.
    Заранее спасибо за ответ.

    • Право управления оформляется доверенностью. А учет работы по управлению авто ведется с помощью путевого листа. Путевой лист выдается только на один рейс (смену в вашем случае)

Добавить комментарий для Виталий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close
АНКЕТА
Присоединяйтесь к команде профессионалов

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.
ЗАЯВКА
На поиск кандидата (специалист/профессия)

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.