Нужно ли вам обеспечение по безопасности дорожного движения (БДД) вообще?
Время идет. А мне постоянно задают одни и те же вопросы.
Давайте коротко разберем 3 самых часто задаваемых вопроса:
- Нужно ли вообще обеспечивать БДД и при каких условиях возникает такая обязанность.
- Нужен ли ответственный за обеспечение в штате как отдельный сотрудник.
- Если нужен, то нужно ли его обучать и аттестовывать?
Если по каким-то причинам вы не можете посмотреть видео, то привожу ниже содержание изложенной темы.
Представлюсь (если вы меня еще не знаете). Меня зовут Константин Зворыгин, я эксперт в области обеспечения БДД и основатель проекта «Транспортный консалтинг».
В этом коротком, но очень полезном видео я разберу первый из трех часто задаваемых вопроса:
1. Нужно ли вообще обеспечивать БДД и при каких условиях возникает такая обязанность.
Итак, если вы специалист или руководитель транспортной компании или ИП, оказывающей услуги перевозки, то ответ для вас очень короткий – да, вам надо выполнять все требования по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД).
Тогда вы просто пропускайте это видео, потому что оно для тех, кто такие услуги НЕ оказывает, а перевозит собственных сотрудников для собственных нужд компании.
Есть два простых условия, при которых «включается» механизм обеспечения БДД:
1 условие – наличие транспорта. Достаточно 1 любой транспортной единицы (собственность, аренда, субаренда, финансовая аренда/лизинг).
2 условие – эксплуатация транспорта. Движение затрат через бухгалтерию. Расход ГСМ, ТО и ТР. Если авто стоит и гниет на стоянке, то обеспечивать БДД не надо, также не надо если вы купили авто для перепродажи.
Теперь внимание, есть два ключевых момента:
1 момент. В аренду авто можно взять не только у юрлица. Авто в аренду можно взять у физлица. А также вы можете взять авто в аренду у собственного сотрудника или у себя (возможно вы руководитель).
Не надо наивно полагать, что если вы взяли авто в аренду у собственного сотрудника и он же управляет им (например, менеджер, начальник, руководитель, директор и т.д.), то обеспечивать БДД не надо.
Ключевой момент: наличие авто и управление вашим сотрудником имеет место. Выполняется два условия. Значит обеспечивать БДД надо.
2 момент. Арендованным авто управляет не штатный водитель (например, менеджер, начальник, руководитель, директор и т.д.).
Не надо наивно полагать, что если у вас есть авто и нет ни одного штатного водителя, то обеспечивать БДД не надо.
Еще как надо. Объясняю.
Откроем ФЗ-196 «О БДД» статью 20 пункт 1, цитирую:
…Юридические лица, ИП, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения…
Ключевой момент: здесь нет ни одного слова «штатный». Вы хотите узнать кто такой «водитель» в рамках этого ФЗ-196 «О БДД».
Читаем в нем же термины и определения, цитирую:
…водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством…
Итожим:
Наличие авто и управление вашим работником имеет место. Выполняется два условия. Значит обеспечивать БДД надо.
Остальные два вопроса и ответы на них, я рассмотрю в следующих видео.
Хотите узнать ответы на них?
Тогда оставьте свой электронный адрес (станьте подписчиком) и в ближайшее время вам придут видео-ответы от меня.
Также, скачайте простой чек-лист для того, чтобы убедиться в том, что вам действительно нужно обеспечивать БДД.
Скачать чек-лист
Здравствуйте Константин. Нужно ли по вашему мнению заниматься безопасностью дорожного движения и назначать ответственного работника, если компания передает в аренду автотранспорт водителям и они самостоятельно ведут иго эксплуатацию.
Спасибо.
Обязанность заниматься БДД возникает только у тех Юрлиц и ИП кто эксплуатирует транспорт. Если юрлицо или ИП передало авто, которым владеет на праве собственности, другому лицу (не важно кому), и теперь не эксплуатирует его, то соответственно и обязанность обеспечивать БДД у собственника пропадает.
Физическое лицо зарегистрированное как ИП оказывает услуги перевозки юр лицу на автомобиле, который принадлежит этому юр лицу. На кого в этом случае ложиться обязанность соблюдение всех мероприятий связанных с БДД?
Вся ответственность лежит на том кто эксплуатирует транспортное средство, то есть на том кто оказывает услуги перевозки, то есть на вас.
Тогда иной вариант.
Физическое лицо ( зарегистрированный как самозанятый) оказывает услуги перевозки юр лица на автомобиле принадлежащему этому юр лицу, на основании гражданско- правового договора ГПХ.
Вопрос тот же: на ком лежит обязанность обеспечения БДД?
Ответ: (повторюсь) обязанность обеспечивать БДД лежит на том лице кто эксплуатирует транспортное средство. Требования по обеспечению БДД к юрлицам, ИП, физическим лицам обозначены в статье 20 ФЗ-196 «О БДД».
Константин , извините по Ваш ответ не совсем понятен.
Привожу пример- юр лицо заключает договор ГПХ с самозанятым.
Перевозка документов на автомобиле категории М1.
Руководствуясь Вашей логикой, этот самозанятый должен назначить сам себя ответственным за ОБДД, проведение инструктажей самому себе,(непонятно какими приказами) согласно приказа Минтранса №7 и далее по всему перечню требований ч1 ст 20 ФЗ 196.
По ГПХ автомобиль в аренду может не передаваться. Самозанятый, согласно договора с юр лицом оказывает услугу управления ТС, которое принадлежит юр лицу.
Мой ответ вам не понятен потому что вы не хотите прочитать статью 20 ФЗ-196 «О БДД».
Задаем вопрос: кто эксплуатирует транспорт? Если юрлицо или ИП, то требования по обеспечению БДД обозначены в пункте 1 и 2 статьи 20. Если это физическое лицо, то пункт 3 статьи 20. В вашем случае, чтобы ответить на вопрос «как физическое лицо должно обеспечивать БДД», вам просто нужно прочитать пункт 3 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». И всё.
Добрый день!
Только к физ. лицу, который осуществляет эксплуатацию грузовика или автобуса, предъявляется требование о соблюдении правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров и грузов… — приказ Минтранса №7. А что из требований приказа распространяется на физ лицо там нет… Если мы можем принять требования по креплению грузов, и скрепя зубами согласиться с проведением расследований ДТП, которые прописаны в приказе №7, но вот что делать с остальными требованиями — не понятно, от слова совсем! Такая уж у нас нормативная база ОБДД.
Если вы физлицо, а не ИП и не юрлицо, то требований к вам нет, кроме пункта 3 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД»
Константин , я прекрасно знаком со всеми тремя частями ст 20 ФЗ 196.
Когда была последняя редакция ФЗ 196 — не было понятия ,,самозанятый».
По сути отличия между самозанятым и ИП в следующем:
Самозанятые граждане − это физические лица, работающие на себя, получающие доход от своей деятельности, не имея при этом ни работодателя, ни наемных сотрудников.
ИП (индивидуальный предприниматель) − это, согласно статье 11 Налогового кодекса РФ, физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Поэтому я и пытаюсь понять Ваш ответ на описанную мной ситуацию.
Получается следущее — юр лицо (в описанной мной ситуации) ТС не эксплуатирует. Его эксплуатирует физическое лицо в статусе ,, самозанятый» на основании гражданско -правового договора.
Соответственно обязанность обеспечивать БДД у юр лица отпадает. Так?
Ст. 20 ФЗ -196 распространяется только на юр лиц и ИП. Самозанятый не является ни тем ни другим. Ч 3 ст 20 ФЗ 196 к нему тоже нельзя применить, тк как ч. 3 применима только к физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. А он эксплуатирует ну скажем Рено Логан.
Так как быть в этом случае? На кого ложиться ответственность за ОБДД?
Я Вам постараюсь ответить, исходя из многолетней практики. Если Вы на чужом автомобиле (но у Вас обязательно есть разрешающие документы на его управление) совершите ДТП и будут пострадавшие по Вашей вине, будет, возможно проверка по полной и докажут, что Вы ещё и что-то кому-то перевозите, будете нести ответственность не только по результатам ДТП, если не откупитесь. Хотя знаю несколько моментов, где самозанятых, перевозящих нелегально пассажиров на пригороде, крышуют высокопоставленные чиновники. Думаю, Вы всё поняли.
Про ИП и ЮЛ все ясно и понятно (из ФЗ-196) как и вышеописанная ситуация про ФЛ. Если Вы ИП или ЮЛ, то на вас распространяется либо 1-ый пункт либо 1 и 2 вместе. Если физ лицо оказывает услуги (а также просто эксплуатацию грузовика или автобуса в личных целях), то распространяется 3-ий пункт.
В п.3 статьи 20 ФЗ-196 последний абзац «соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.» — а это у нас правила, утвержденные приказом Минтранса №7. Вопрос как раз в том, какие именно требования должен соблюдать ФЛ из вышеуказанных правил? Из формулировки в ФЗ-196 — ФЛ должен полностью соблюдать правила, а там столько всего… и инструктажи и правила различных видов перевозок (заказы, такси, регулярка), и крепления грузов, и предрейсовый КТС и много-много всего. Хотя по факту, приказ Минтранса №7 распространяется на ЮЛ и ИП, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров и… Короче, ЮЛ и ИП, попадающие под 2-ой пункт статьи 20 ФЗ-196… Поэтому и пишу — «Такая уж у нас нормативная база ОБДД».
Если мы хотим реально выполнить все требования п.3 ст.20, то мне приходит на ум лишь — физ. лицо должен привлекать кого-то для исполнения требований правил, а проще говоря — заключать договора различных видов…
Нормативная база «кривая», согласен. Но смысл был заложен такой, что если оказываешь услуги по перевозке, то все «по полной программе».
На самом деле этот вопрос очень актуален и к нему нужно относится очень серьезно. В последнее время при проведении аудитов предприятий заметил, что ЮЛ стали передавать ИПшникам свои машины в аренду, а ИПшники — обычные водители. По закону как раз они и являются ИП, которое осуществляет эксплуатацию ТС и перевозки грузов на основании договора аренды ТС. Соответственно эти самые водители — ИПшники и должны отвечать за ОБДД по п.1 и п.2 статьи 20… Что по букве закона значит, что каждый из них должен иметь и специалиста, ответственного за ОБДД и предрейсовый КТС проводить, и условия для повышения квалификации создавать, и т.д., и т.п. И самое страшное, что именно ИПшники будут нести всю ответственность.
Из-за такого отношения мы и наблюдаем страшные ДТП…
Согласен.
Добрый день! Возможна ли работа по совместительству специалисту ответственному за БДД и контролеру тех.состояния.
Возможно. Законом это не запрещено.
Приветствую Константин!
Арендую ТС с экипажем.
На ком БДД?
Владею ТС по договору аренды я, а эксплуатирует водитель арендодателя?
Тот кто владеет (на праве собственности или аренды) тот и ответственный за обеспечение БДД
Добрый день!
У нас на предприятии автомобили в аренде, и собственники этих авто ездят на них (пассажиров не перевозят). Заключены договора аренды, где ремонт и заправка за счет работодателя. Т.е. получается, что эксплуатация этих автомобилей лежит на предприятии (это ясно и понятно). Вытекающие вопросы следующие.
Кто должен заполнять путевые листы, расписываться в них, ставить штамп организации? Нужен ли на предприятии ответственный по БДД? Должны ли проходить предрейсовый мед. осмотр водители этих машин? Надо ли проводить с водителями инструктаж по охране труда на рабочем месте.
Вопрос: Нужен ли на предприятии ответственный по БДД?
Ответ: Он у вас уже есть по-умолчанию. Это руководитель организации. Если он не хочет или не умеет сам вести эту работу, то может делегировать эти обязанности вместе с ответственностью другому сотруднику.
Вопрос: Должны ли проходить предрейсовый мед. осмотр водители этих машин? Надо ли проводить с водителями инструктаж по охране труда на рабочем месте.
Ответ: Да, надо.
Вопрос: Кто должен заполнять путевые листы, расписываться в них, ставить штамп организации?
Ответ: Тот у кого соответствующие обязанности, согласно должностной инструкции (это может быть диспетчер или механик или начальник или еще кто-то…)