Спецсигналы, нужно ли обучение и по какой программе?

Спецсигналы, нужно ли обучение и по какой программе?

cpecsignal_900

Краткое содержание данной статьи:

В данной статье я проработал вопрос требований к обучению на спецсигналы. Но этот вопрос рассмотрен мной глубже.

Затронут вопрос не просто обязательности.

Изучен материал по спецсигналам в части определений как таковых. А также составлены нормативные «связки», которые помогут вам быстро и четко проследить требования от самого начала и до самого конца, вплоть до программ обучения на спецсигналы.

Как всегда, обо всем по порядку.

Цвета специальных световых сигналов. Краткий обзор

Давайте начнем с самого простого и доступного, что нам предлагает законодатель:

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»

Скриншот из Гаранта:

применение спецсигналов

Краткие цитаты и последующий итог:

…3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

…На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4-2.6, 3.11-3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4-9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.

Итог очень простой. Под специальными световыми сигналами, согласно Правилам Дорожного Движения, понимаются спецсигналы со следующими цветами:

  • проблесковые маячки синего цвета.
  • проблесковые маячки красного цвета (включается дополнительно только с синим).
  • проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
  • проблесковый маячок бело-лунного цвета.

От себя просто добавлю (как личное мнение).

Для чего привлекать внимание маячком бело-лунного цвета, если вы перевозите денежную выручку или ценные грузы?

Тем более преймущество это им не дает и отступать от правил они не могут.

Мне (как участнику дорожного движения) это не надо, а вот грабителям это будет очень интересно…)

Кстати замечу, что остальные водители управлющие транспортными средствами с включенным проблесковыми маячками, синего (красного), желтого или оранжевого цвета, могут отступать от Правил Дорожного Движения.

При условии обеспечения безопасности дорожного движения…!!!

Это значит, что не зря предьявляются требования к наличию свидетельства о прохождении подготовки у водителей, управляющих такими транспортными средствами.

  • Обучение на спецсигналы

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение на спецсигналы водителей. Обучение водителей транспортных средств всех категории, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по типовым программам.

Подробнее...

Требования к специальным световым сигналам (спецсигналам)

Многие задаются вопросом, а в каких же нормативных документах обозначены требования к специальным световым сигналам.

Вроде все привыкли, вот транспортные средства оперативных и дорожных служб, а вот синие, красные и желтые спецсигналы.

В какой нормативке это прописано?

Итак, есть три нормативных документа:

1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Краткая цитата:

…1.13.17. Машины, предназначенные для выполнения уборочных работ на дорогах, оборудуются специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) желтого или оранжевого цвета.

…1.18. Требования к транспортным средствам для перевозки нефтепродуктов
1.18.9. Автоцистерна должна быть оборудована проблесковым маячком оранжевого цвета.

…2.4. Требования к цветографическим схемам, опознавательным знакам, надписям, специальным световым и звуковым сигналам транспортных средств оперативных служб

2.4.1. Требования настоящего пункта распространяются на транспортные средства оперативных служб:

— скорой медицинской помощи;
— пожарной охраны;
— органов охраны правопорядка и безопасности;
— военной автомобильной инспекции (ВАИ);
— аварийно-спасательных.

В части требований к специальным световым (проблесковым маячкам синего цвета) и звуковым сигналам требования настоящего пункта также распространяются на транспортные средства министерств, ведомств и организаций по перечню, утверждаемому правительствами государств — членов Таможенного союза, на которые, при отсутствии цветографических схем, могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы.

2. ГОСТ Р 50574-2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.

Краткая цитата:

6.2 Требования к световым сигналам

6.2.1 Проблесковые маячки транспортных средств оперативных служб всех видов должны быть синего цвета.

На транспортных средствах Госавтоинспекции, органов федеральной службы безопасности и Военной автоинспекции дополнительно с проблесковыми маячками синего цвета могут применяться маячки красного цвета.

3. ГОСТ 31544-2012 Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности.

Краткая цитата:

9.2 Машины, предназначенные для выполнения уборочных работ на дорогах, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) желтого или оранжевого цвета.

Вот теперь все в порядке. Идем дальше.

В следующей теме (см. ниже) мы рассмотрим правовую связку требований.

  • Обучение на спецсигналы

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение на спецсигналы водителей. Обучение водителей транспортных средств всех категории, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по типовым программам.

Подробнее...

Обучение на спецсигналы. Нормативная «связка» для синих (и красных) сигналов

Мы подошли к главному. Теперь мы рассмотрим цепочку требований. Я это называю нормативной «связкой».

Начнем с требований по обучению на специгналы синего (и красного) цвета. Об оранжевых маячках я напишу немного ниже.

Итак.

1. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 876
«О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»

допуск к управлению со спецсигналами

Требование: Юридические лица обеспечивают профессиональный отбор и подготовку водителей к управлению транспортными средствами оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Теперь цитаты:

…9. Владельцы транспортных средств допускают к управлению транспортными средствами водителей, имеющих медицинскую справку, форма и порядок выдачи которой устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации, стаж управления транспортными средствами соответствующей категории как оборудованными, так и не оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, не менее 1 года и СВИДЕТЕЛЬСТВО, указанное в пункте 7 настоящего Положения.

10. Водители, допущенные к управлению транспортными средствами, проходят подготовку, предусмотренную настоящим Положением, в сроки, установленные владельцами транспортных средств, но не реже 1 раза в 5 лет.

Подытожим по первому нормативному акту: То есть допуск водителей к управлению транспортыми средствами со спецсигналами разрешается только после прохождения подготовки (обучения на спецсигналы) и получения свидетельства о прохождении такой подготовки.

Свидетельство выдает образовательное учреждение.

И не забывайте, свою квалификацию водитель должен подтверждать не реже 1 раза в 5 лет (то есть проходить очередное обучение).

2. Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287
«Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

требования к водителю по спецсигналам

Требование: предъявляется требование к наличию свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Теперь цитаты:

…11. К водителю, управляющему транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, предъявляются следующие требования:

11.3. В дополнение к требованиям, изложенным в пунктах 4.3, 5.3, 6.3, 6.4 настоящих Требований, применительно к категории управляемых транспортных средств предъявляется требование к наличию свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

И главный посыл Приказа Минтранса №287, цитирую:

…2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

Подытожим по второму нормативному акту: водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов должен соответствовать Квалификационным требованиям Приказа Минтранса №287

3. Цитирую КОАП РФ:

Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Подытожим по третьему нормативному акту: Есть административная ответственность, и есть риск быть привлеченным к ней как должностное или как юридическое лицо.

Нормативная «связка» обозначена от требований до наличия ответственности.

Теперь продолжим по обучению с оранжевыми спецсигналами. Почему я разделил нормативные «связки»? Ответ ниже…

  • Обучение на спецсигналы

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение на спецсигналы водителей. Обучение водителей транспортных средств всех категории, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по типовым программам.

Подробнее...

Обучение на спецсигналы. Нормативная «связка» для оранжевых сигналов

А теперь будьте внимательны!

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 876
«О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»

Этот нормативный документ относится только к следующим владельцам транспортных средств:

…Органы государственной охраны, осуществляющие транспортное обслуживание лиц, которым предоставляется государственная охрана,

юридические лица, осуществляющие транспортное обслуживание лиц, в отношении которых приняты меры государственной защиты, государственных органов, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. N 635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»,

юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, используемых для осуществления неотложных действий по охране жизни и здоровья граждан, а также специальных оперативно-служебных транспортных средств уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей.

Это все те кто устанавливает спецсигналы синего цвета.

И всё это, как я написал выше (ГОСТЫ и Таможенный реглмаент), относится именно к специальным сигналам синего цвета.

Резонный вопрос: если это не относится к водителям управляющим транспортными средствами с оранжевыми спецсигналами (дорожные и коммунальные службы), то надо ли им обучаться?

Логичный ответ: Надо!

1. Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59
«Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

отбор к эксплуатации спецсигналов

Требование: Профессиональный отбор проводится юридическими лицами и ИП с целью привлечения к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с Приказом Минтранса №287.

Теперь цитаты:

7. Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287 подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.

Подытожим по данному нормативному акту: При приеме на работу (при профессиональном отборе) к водителю должны предъявляться Квалификационные требования (Приказ Минтранса №287).

Это значит, что к водителю, управляющему транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых сигналов (неважно какого цвета — синего, красного или оранжевого) предъявляется требование о наличии свидетельства о прохождении обучения.

Согласно Приказу Минтранса №287 свидетельство должно быть у всех водителей не зависимо от цвета спецсигнала.

А дальше нормативная «связка» для оранжевых спецсигналов такая же как и для синих.

2. Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287
«Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

3. КОАП РФ:

Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Если вы меня спросите, а к чему тогда этот бурелом если и так всем обучаться на спецсигналы надо, то я отвечу (другого ответа нет) — это Российская действительность.

Навертели законов. А разбираться нам с вами.

  • Обучение на спецсигналы

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение на спецсигналы водителей. Обучение водителей транспортных средств всех категории, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по типовым программам.

Подробнее...

Какие программы предлагаются для обучения по спецсигналам.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2018 г. N 161
«Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

программы обучения на спецсигналы

Согласно данному нормативному документу, существуют программы обучения для разных категорий:

  • программа повышения квалификации водителей транспортных средств категории «А» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • программа повышения квалификации водителей транспортных средств категории «В» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • программа повышения квалификации водителей транспортных средств категории «С» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • программа повышения квалификации водителей транспортных средств категории «D» для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • программа повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «А1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • программа повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «В1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • программа повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «С1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • программа повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории «D1″ для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

ИТОГ:

Я думаю, что очень подробно и в то же время очень просто объяснил смысл обучения на спецсигналы.

Если для вас это актуальный вопрос, то хотел бы дать вам еще один и возможно неожиданный вывод.

ВАЖНО: если спецсигналы установлены на легковом автомобиле и на грузовом автомобиле, и управлять ими будет один и тот же водитель, то обучать его надо по двум разным программам.

Потому что в свидетельстве будет прописана именно та программа по которой было обучение: с учетом конкретной категории/подкатегории.

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментарии можете оставлять внизу.

  • Константин Зворыгин

    автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

    Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Комментариев 17
  1. Константин, благодарю за разбор, объясните, а как вы в дистанте проводите контраварийные практические занятия, предусмотренные типовой программой обучения?

    • На курсе детально разбираются все нюансы практического применения полученных в ходе изучения материалов знаний

  2. Очень приятно иметь такого грамотного наставника !

  3. Доброго времени суток Константин.
    Скажите, так как перевозка опасный грузов предусматривает постоянное включение проблесковых маячков оранжевого цвета, предусмотрен ли в обучении водителей на ДОПОГ курс по обучению спецсигналам или этим водителям дополнительно нужно проводить обучение?

    • Добрый день. Есть такой Приказ Министерства транспорта РФ от 21 сентября 2016 г. N 273
      «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов»

      В учебно-тематических планах программ повышения квалификации водителей разделов (тем), связанных со специальными сигналами (спецсигналами) оранжевого цвета, установленных на авто нет.

      Это значит, что обучать необходимо отдельно.

  4. Доброго времени суток Константин! Подскажите при перевозке опасных грузов спецсигналы оранжевого цвета включены постоянно! Предусмотрен ли курс по спецсигналам во время обучения водителей по программе ДОПОГ или этих водителей нужно дополнительно обучать?

    • Добрый день. Есть такой Приказ Министерства транспорта РФ от 21 сентября 2016 г. N 273
      «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов»

      В учебно-тематических планах программ повышения квалификации водителей разделов (тем), связанных со специальными сигналами (спецсигналами) оранжевого цвета, установленных на авто нет.

      Это значит, что обучать необходимо отдельно.

  5. Добрый день!
    по обучению водителей на желтые маячки понятно,
    а вот вопрос: трактора (самоходные машины) оборудованы тоже желтыми маячками, а программы обучения в Приказе Минобразования отсутствует. это промах законодательства, учить трактористов или нет?!

    • Промах законодательства это вы верно подметили. Если самоходные машины передвигаются в поле (с оранжевыми маячками), то это действительно не нужно. Но вот если самоходные машины передвигаются по дорогам общего пользования с оранжевыми маячками, то согласно ПДД они могут отходить от соблюдения некотрых Правил (с учетом соблюдения БДД).

      И вот здесь конечно логично, чтобы тракторист (водитель самоходной машины) был компетентен (подготовлен/обучен).

      Разводим руками…)

  6. Добрый день! Приказ Минобразования N161 утратил силу. Т.е. программ обучения нет. Получается может быть одно свидетельство и на оранж и синие спецсигналы?

    • Приказ Минобразования N161 живой и действующий. В статье есть прямая ссылка на данный документ в ГАРАНТ. Убедитесь. По свидетельству — да.

  7. Все это конечно хорошо, а кто это обучение (свидетельство) на спецсигналы должен контролировать?
    Эти службы сами то имеют такое обучение на спецсигналы?

  8. Добрый день, Андрей! Сегодня для своих работников провел встречу с сотрудниками ГИБДД для правового информирования. Спросил у них о прохождении обучения (п.10 постановления от 15.12.2007 N876). В ответ нам было сказано, чтобы внимательнее прочитали п.2 этого постановления, т.к. в нем описаны трансп средства на которые необходимо проходить подготовку не реже 1 раза в 5 лет. В этом пункте перечислены ТС на которые устанавливается только синие световые маячки. Этот перечень тс утвержден Указом Президента от 19.05.2012 N635

    • Анатолий. Для общего понимания. Есть основные требования, а есть дополнительные требования.
      Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 876 это дополнительные требования к специальным сигналам синего цвета.

      А общие требования для всех (специальные сигналы всех цветов) это Квалификационные требования Приказа Минтранса №287. Там четко написано (без списка, перечня и цветов) что водитель управляющий таким автомобилем обязян иметь свидетельство о подготовке (обучении).

      Получается что доплнительным требованием к водителям управляющим авто со спецсигналом синего цвета это периодичность (1 раз в пять лет). У остальных периодичности нет, но свидетельство должно быть на руках у всех.

      • Спасибо, Константин за помощь и отзывчивость. Ваши статьи в правовых изменениях очень хорошо нам помогают.Благодарю. Всего доброго

  9. Добрый день! Возникает вопрос: а как быть с оранжевыми маячками установленные на автобусах для перевозки детей, водителям также необходимо иметь свидетельство о прохождении обучения?

  10. Да, очень хотелось бы узнать ответ на вопрос Виталия (обучение водителя автобуса для перевозки детей с оранжевым маячком)

Добавить комментарий для Виталий

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Да, держите меня в курсе

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!

последний шаг!

Вы переходите на экспертный ресурс. Жду Вас.
Я уже иду
Не бойтесь! Мы тоже против Спама!
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close

ВИДЕО СТАТЬЯ

Три вопроса...
Три ответа...
 СМОТРЕТЬ