20 часовая программа обучения водителей

20 часовая программа обучения водителей

20 часовая программа обучения водителей по бдд

Краткое содержание данной статьи:

На сегодняшний день 20 часовая программа обучения водителей по безопасности дорожного движения, с точки зрения закона, висит на волоске.

Я имею ввиду следующее. То как нам предъявляет требование надзорный орган (УГАДН), выглядит вообще не убедительно и даже очень спорно.

Ситуация по 20 часовой программе, а именно обучение водителей по РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.), находится на переломном моменте.

Как всегда, обо всем по порядку.

P.S. Кстати эта Статья «на вынос». Скачать эту статью для обсуждения — тема: 20 часовая программа обучения водителей можно ЗДЕСЬ>>>>>

20 часовая программа обучения водителей. Позиция УГАДН

Логическая цепочка и правовая связка надзорного органа такая:

  • В Федеральном Законе ФЗ-196 «О БДД» есть требование о повышении квалификации водителей, цитирую:

    …юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

  • Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.) предписывает проводить ежегодные занятия с водителями по повышению профессионально мастерства;
  • Руководящий документ. РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) представляет нам сам план и программу;
  • Действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118.

Вот такой набор выкатывает нам надзорный орган, когда приходит с надзорной проверкой и выписывает Предписание.

И самое интересное, я посмотрел судебную практику, и увидел, что чаще всего суды встают на сторону надзорного органа. И в мотивационной части суда зачастую нет глубокого анализа этих документов.

Суды здесь не виноваты (отчасти), потому что как им представляют законодательную базу обе стороны, так они и принимают решение. А организация, точнее юрист организации, как правило, «плавает» в транспортном законодательстве и не всегда правильно может выстроить свою доказательную позицию.

Но есть и судебные решения, где все-таки, дается правильная оценка нормативным документам, которые «связали» в доказательную базу и представили суду.

И есть судебная практика, где суд считает, что надзорные органы выписали предписание не законно. Например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (Дело № А66-8046/2014)

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей. Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

Подробнее...

20 часовая программа. Анализируем нормативную базу

Итак, давайте будем теперь смотреть трезво на ту цепочку, которая, как вы сейчас поймете, висит на волоске.

1. Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, и на которое в судах ссылается надзорный орган (УГАДН), оказывается отменено еще в 2002 году.

Вот этот нормативный документ: Министерство Транспорта Российской Федерации Приказ от 16 октября 2002 года N 132.

Текст посмотреть можно: ЗДЕСЬ

20 часовая программа обучения водителей

То есть мы Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, вычеркиваем из своей текущей работы.

2. Утверждение о том, что обучение должно проводиться не реже чем один раз в год, написано в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но обращаю внимание на эту цитату:

…В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год

То есть периодичность устанавливает Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который тоже утратил силу с 29 марта 2011 года.

Смотрите ЗДЕСЬ

20 часовая программа обучения водителей

3. О ежегодности проведения занятий с водителями говорит еще один нормативный документ на который ссылается УГАДН.

Это Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).

Но позвольте, давайте прочитаем пункт 1.1 Общего положения этого РД, цитирую:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР

Ну, во-первых, здесь нет ничего о легковых автомобилях. А во-вторых, и это главное, нет теперь такого Министерства. А если даже и предположить, что это нынешнее Министерство Транспорта РФ, то у Министерства нет предприятий.

Это структура «советской» эпохи. Поэтому мы этот руководящий документ тоже вычеркиваем из своей работы как обязательный.

4. Теперь мы понимаем, что в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) есть ссылка на два отмененных нормативных документа.

И не забываем главное, что законную силу нормативному акту придает регистрация в Минюсте и официальное опубликование.

И вот что на этот счет говорит Гарант: «Текст плана официально опубликован не был».

20-chasovaya-programma-obucheniya-voditelej

5. Теперь главный момент и главный козырь. Это Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», цитируем нашу любимую статью 20 пункт 2:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

Здесь нет срока (периодичности), но есть очень «скользкая» фраза создать условия для повышения квалификации водителей.

И когда мы берем судебную практику и официальные комментарии Министерства транспорта о том, что

…Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01, могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству

то мы понимаем, что надо сделать правильные выводы по 20 часовой программе обучения водителей.

То есть вывод такой — нормы из этих РД не должны противоречить действующему законодательству, и они могут (но не обязаны) применяться…

Поэтому я и говорю, что позиция надзорных органов в той связке, которую они представляют, держится на законодательном волоске.

В вопросе обучения по 20 часовой программе нужно просто правильно все прочитать и применить нормы которые будут не противоречить друг другу, а дополнять друг друга.

В итоге, исходя из выше обозначенного анализа, давайте «причешем» нормативную связку УГАДН и проанализируем то, что у нас осталось, посмотрим, что с этим делать и как теперь выстраивать такое мероприятие как повышение квалификации.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей. Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

Подробнее...

20 часовая программа обучения. Повышение квалификации

К вопросу повышения квалификации водителей я зайду с другой стороны.

Напомню, что обучение по 20 часовой программе с водителями не что иное как повышение профессионального мастерства водителя.

Немного «поиграем» понятиями.

Под мастерством мы понимаем умение управлять автомобилем и умение правильно оценивать дорожно-транспортные ситуации, применяя накопленный опыт.

И мы приблизились вплотную к такому понятию как профессиональная компетенция водителя.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при управлении транспортным средством.

И теперь, мы понимаем, что обучение по 20 часовой программе это не что иное как профессиональное обучение.

Цитирую Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9, статья 73 (Организация профессионального обучения):

…4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня…

В точку!

Вот теперь мы обращаемся к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где речь идет о создании условий для повышения квалификации водителей.

И мы понимаем, что нашим водителям может пригодиться профессиональное обучение в виде повышения квалификации. То есть необходимо

…совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации…

Тем более, что профессия «водитель» входит в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513).

Все сходится.

А теперь главный момент. По какой программе проводится профессиональное обучение в виде повышения квалификации водителей?

Давайте сначала обратимся к Федеральному закону «Об образовании». Этот нормативный документ имеет приоритетный статус. Цитирую опять статью 73, пункт 8:

…Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации…

Теперь анализируем.

Программу профессионального обучения разрабатывает и утверждает образовательное учреждение. Так как профессионального стандарта по водителям пока не утверждено, то на основе профессиональных требований и разрабатывается такая программа.

Но!

Здесь есть важная фраза: «…если иное не установлено законодательством Российской Федерации…»

И под это дело, как раз и стыкуется Учебно-тематический план РД-26127100-1070-01 (20 часовая программа обучения), основа которого не противоречит Квалификационным требованиям, а как раз отражает тематику этих требований.

Это значит, сам план и 20 программа обучения обучения водителей очень хорошо подходит для профессионального обучения в виде повышения квалификации.

Кстати. Не забывайте, что 20 часовая программа не является исключительной, единственной и типовой. Напоминаю цитату судебных органов и комментариев Минтранса: «…могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…»

То есть.

Наряду с 20 часовой программой обучения водителей, могут быть разработаны и другие программы. Каждое образовательное учреждение может разработать свою программу (закон это не запрещает).

Главное, чтобы содержание программы соответствовало профессиональному стандарту или квалификационным требованиям.

Поэтому, если ваша ООО «Одуванчик» обучило водителей в образовательном учреждении по программе объемом 31 час (например), и программа называется «Надежный и спокойный водитель», то надзорный орган не вправе выписывать вам предписание, потому что вы выполнили требование Федерального Закона.

И вы имеете право выбирать среди предложенных вам программ.

Но, реальная действительность сегодня такова, что тематика 20 часовой программы обучения устраивает всех: надзорные органы, образовательные учреждения и обучающихся.

Также, 20 часовая программа обучения водителей хороша и актуальна тогда, когда встает вопрос о том, кто может обучать.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей. Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

Подробнее...

20 часовая программа обучения водителей. Кто может обучать

Напомню, мы ведем речь не просто о повышении квалификации в целом, а анализируем конкретную ситуацию с 20 часовой программой обучения, которая представляет собой один из вариантов повышения квалификации водителей.

Причем мы с вами уже поняли, что повышение квалификации водителей рассматривается именно как профессиональное обучение. Именно так это выглядит в рамках Федерального закона «Об образовании».

Теперь следующий вопрос: «А кто может проводить это обучение?»

Мне на глаза не попадалась судебная практика, где бы надзорный орган предписывал проводить обучение только в образовательных учреждениях.

Что по этому поводу говорят законы.

Итак, цитирую опять Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Снова Глава 9. Профессиональное обучение.

Пункт 6

Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц…

Давайте также обратимся к новому ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда).

20 часовая программа обучения водителей

Здесь есть две главы:

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

…6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

…7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения…

А также мы знаем, что нормы РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) могут применяться если не противоречат действующему законодательству.

Цитирую пояснительную записку к РД-26127100-1070-01:

…Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий, по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении заносятся в личное дело водителя…

Таким образом делаем вывод, что проводить обучение по 20 часовой программе, как профессиональное обучение в рамках повышения квалификации (совершенствования и/или получения новой компетенции), можно либо по месту работу с привлечением специалистов, либо в образовательном учреждении.

А теперь вопрос: «А правомерно ли требование надзорного органа делать обучение ежегодно?»

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей. Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

Подробнее...

20 часовая программа. Периодичность

ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда) на эту тему пишет так:

…7.3 Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой…

Что же нам говорит национальное законодательство?

А Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где речь идет о повышении квалификации водителей на этот счет молчит.

В статье 20 пункте 1, нет даже намека на сроки и периодичность.

О ежегодности мы можем прочитать в РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но там идет цитата о ежегодности из утратившего силу Приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27.

И последнее упоминание осталось в РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).

Но, как я написал выше, в этом РД речь идет о повышении мастерства водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Здесь мы видим, что нет речи о водителях легковых автомобилей, обращение явно к «перевозчикам» и главное, речь о предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Вроде не противоречит действующему законодательству. Но явно не про нас.

ИТОГ:

  • Обучение по 20 часовой программе водителей актуально и вписывается в требования повышения квалификации водителей;
  • Повышать мастерство (повышать квалификацию) можно и по другим программам обучения, разработанным образовательными учреждениями в соответствии с профессиональными стандартами или квалификационными требованиями к водителям;
  • Повышение мастерства можно проводить как по месту работы, так и в образовательном учреждении в рамках повышения квалификации. Главное правильно провести обучение и правильно оформить итоги;
  • «Ежегодность» как нормативное требование, в рамках национального законодательства, висит на волоске.
  • Ну а если хотите подробный и более глубокий разбор этого вопроса, то ответ ЗДЕСЬ>>>

Пока дела обстоят именно так. А как вы думаете на этот счет? Жду от Вас комментарии. Комментарии можно оставить в самом низу страницы.

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментарии можете оставлять внизу.

  • Константин Зворыгин

    автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

    Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
комментария 32
  1. Очень интересная статья, как всегда! Но, мне кажется, Вы не всё описали в той части, «кто может учить». В частности, исходя из закона «Об образовании», профессиональное обучение (а повышение квалификации водителей, безусловно, входит именно в эту категорию), являясь образовательной деятельностью, подлежит лицензированию (статья 91). Соответственно, для обучения «на производстве», организации необходимо иметь образовательную лицензию и, соответственно, учебный центр. Далее. Любое профессиональное обучение должно заканчиваться квалификационным экзаменом (ст.74), который, независимо от вида профессионального обучения, включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний (это к форме отчетности по программе повышения квалификации). Статья 60, п.3 говорит, что «лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность». В случае профессионального обучения это свидетельство о профессии рабочего.
    Лица, занимающиеся обучением, должны соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н). Перечислять здесь их не стану, чтоб не утяжелять комментарий, смотрите пункт 3.1 профстандарта.
    И ещё, в отличие от программ повышения специалистов, по профессиональному обучению нет «нижнего предела» срока обучения. То есть, теоретически, вы можете обучить водителей по 8-часовой программе, но, думаю, контролирующие органы будут смотреть на такую бумагу очень кисло.
    В целом, согласен, что 20-часовая программа является более-менее оптимальной.

    • Я согласен с вашими комментариями. Есть небольшие ремарки. Чем глубже мы погружаемся в эту тему, тем больше вопросов (противоречий) мы можем обнаружить. Да, «программы повышения квалификации рабочих» в нашем случае относятся к «основным программам профессионального обучения». И именно «Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих» входит в Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ и такая деятельность подлежит Лицензированию. Но чем глубже читаю эту законодательную базу, понимаю что не все так просто.

      Например, цитирую Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» пункт 3. «…Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ…»

      Если вдуматься, то работодатель не оказывает услуг работнику. Потому что они действуют в рамках Трудового договора. А услуги оказываются в рамках гражданско-правового договора. То есть если работодатель обучает работника соседней организации, то рождается договор об оказании услуг, что автоматически подразумевает наличие лицензии.

      Но запрета обучать собственными силами внутри организации нет. Более того эти моменты обозначены в Федеральном законе «Об образовании» (создание учебных центров и самообразования, например), и четко разделены и регламентированы в ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Я его цитировал в статье. Поэтому здесь ситуация, я бы сказал, не то чтобы однозначная, но спорная в плане нужна ли лизенция для обучения в рамках Трудового договора.

      На счет квалификационного экзамена соглашусь. Но опять же есть спорный момент. Цитирую статью 74 «…2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения И установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих…»

      То есть «квалификационный экзамен» проводится не только «для определения соответствия полученных знаний», но и «для установления квалификационных разрядов, классов, категорий». Обращаю внимание не «или», а «и». Данный смысл очень трудно применить к 20 часовой программе обучения водителей, потому что после каждого ежегодного обучения необходимо что-то присваивать. И не совсем правильно будет выглядеть водитель через 15 лет, который получит документ о присвоении 15 разряда или 15 категории.

      Поэтому с одной стороны квалификационный экзамен после профессионального обучения проводить надо, но с другой сотороны нужен ли он, если вы водителю не устанавливаете после обучения ни разряда, ни класса, ни категории.

      Поэтому не все так гладко как кажется надзорным органам, да и нам с вами. Еще раз спасибо за комментарий.

      • Ну, вообще, по поводу квалификационного экзамена, действительно, можно попытаться «пободаться», но тогда вопрос: какие квалиф.разряд/класс/категорию Вы присвоите водителю прошедшему повышекние квалификации по перевозке опасных грузов? А там квалификационный экзамен однозначно есть. Да и, в целом, чтоб всё это «внятно» объяснить какому-нибудь проверяющему, специалист на предприятии должен достаточно плотно погрузиться в минобровское законодательство, которое, хоть и пологичнее, на мой взгляд, минтрансовского, но тоже имеет свои нюансы. Где б на это время взять ему, ага… )

  2. Спасибо Константин за статью. Очень познавательно и интересно, Постоянно читаю Ваши выкладки.

    • Вам спасибо за то, что «подкидываете» темы для обсуждения.

  3. четко разделены и регламентированы в ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда.
    Гост не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер, а ФЗ «Об образовании» является и обязателен к применению.
    К тому же ФЗ «О БДД» требует «создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения» но ни одним нормативно-правовым актом не определено, что понимать под созданием таких условий. Квалификационные требования к водителям вроде бы установлены 287 приказом Минтранса, но он, если буквально толковать его название распространяет свое действие только на » Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» , то есть опять же на организации осуществляющие перевозки как вид деятельности. И в чем именно будет повышение квалификации, если при приеме на работу работник уже обязан соответствовать этим требованиям? В дальнейшем его квалификация работодателя, допустим, устраивает и он не видит целесообразности ее работнику повышать, работник и так работает на нужном транспортном средстве.
    Мало того, в статье Вы, Константин, постоянно ссылаетесь на ГОС по обучению охране труда. Допустим, представим себе, что безопасное управление транспортным средством является одной из составляющих охраны труда для водителя и смежных с ним лиц. Но тогда проверка соблюдения данных требований не входит в компетенцию УГАДН, а является прерогативой Государственных инспекторов труда.
    И, резюмируя все вышесказанное, подведу итог: К настоящему времени не существует сколь нибудь внятной и логичной правовой системы не только повышения проф.мастерства водителей, но и обучения по охране труда, приведенный Вами ГОСТ сырой и невнятный, к тому же рекомендательный, а постановление 1/29 явно устарело.
    По моему мнению, в настоящий момент, не нужно обязательное обучение водителей, сейчас обучаясь в образовательном учреждении, человек получает профессию водитель ( пусть даже только категории «В»)и, следовательно, при выпуске из учебного заведения и сдаче экзамена в ГИБДД, уже обладает необходимой профессиональной компетенцией, а все эти обучения на предприятиях, да еще и ежегодные-пережиток тех времен, когда водителем становились «от сохи».
    С уважением инженер по ОТ и БДД ГУЗ ЯО «ССМП» Кузнецов Виктор.

    • Поддерживаю ваше мнение. Меня не оставляет такое чувство, что под словами о повышении квалификации в ФЗ-196 «О БДД», понимается что-то другое, но никак не 20 часовая программа. Может быть там заложен смысл как раз о повышении квалификации с целью получения водителем разряда, категории и тому подобное, а не просто разбор типичных ДТП?
      В любом случае нам и читателям этой статьи было интересно узнать что-то больше о 20 часовой программе: позиция УГАДН, решение судов, мнения специалистов.
      Еще раз спасибо.

  4. причем здесь ГОСТ 12.0.004-2015 и повышение квалификации?! То, что вопросы безопасности труда должны содержаться в программам переподготовки, повышения квалификации это ясно и предусмотрено разделом 10 п.10.17 ПОТ РМ027-2003. Требования стандартов, касающихся охраны труда никакого отношения к обсуждаемому вопросу не имеют.

    • Возможно да, но вопросы охраны труда и безопасности дорожного движения так сильно переплетены, что по этому вопросу одинаково выписывают предписания как инспекция по труду так и УГАДН (я анализировал судебные решения)

  5. Бардак натуральный. Вот что можно подытожить. Издадут всякой ерунды а старье не отменят. И чиновники наверняка читают эти документы отдельными вырванными статьями и даже отдельными предложениями, не смотря на год издания, регистрацию в Минюсте и т.д. Как читают Санпины инспекторы Роспотребнадзора. — «Вот тут написано в Санпине должен пройти медосмотр — значит обязан пройти медосмотр». Термины всякие обучение, подготовка, программа — все это ерунда. Главное сам текст. Также ориентируются наверняка на письма начальства. Сказало начальство вот ЭТО проверять сегодня, подчиненные быстренько набросали письмо-НПА и проверяют. Никого абсолютно не волнует правильно или неправильно действует или не действует документ.Главное выполнить предписание начальства и навешать лапши.
    По ГОСТ 12.0.004-2015 уже предписания ГИТ появляются. Просто к ГОСТ прибавляют статью 212, Постановление 1160 и поехали проверять.

    • Согласен, что бардак. Поскорей бы нормальные законы придумали, а то специалисты кувыркаются по всей стране.

  6. Добрый день.
    Ссылки, указанные выше, не работают, к сожалению.
    По 20-тичасовой программе расписано всё понятным языком, однако есть некоторые нюансы, требующие уточнений. Например, может ли Организация проводить такое повышение квалификации с помощью, скажем, начальника транспортного отдела—лицом с высшим автомобильным образованием, соответствующими категориями вод.удостоверения?

    • Проверил все ссылки — работют. Укажите какие. Если действительно не работают — поправлю.
      Отвечая на ваш вопрос, я как руководитель принял во внимание два варианта.
      1. Направил бы начальника транспортного отдела сначала на повышение квалификации, чтобы узнать о нововведениях законодательства, а потом поручил бы ему обеспечить (организовать) проведение обучения по 20 программе среди водителей собственными силами.
      2. Поручил бы ответственному за обеспечение БДД организовать обучение по 20 часовой программе водителей в образовательном учреждении.

  7. Добрый день!
    С интересом прочла Вашу статью. Спасибо.
    Поясните, пожалуйста, почему у Вас нет ссылок на «Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026), Приложение N 28 «Примерная программа повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий «В», «С», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1″ с автоматической трансмиссией (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408)», в соответствии с которым срок повышения квалификации определяется в 16 часов?

    • Срок (объем) освоения программ повышения квалификации регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», цитирую:

      «…Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов…»

      Вывод: Программа обучения водителей (в виде повышения квалификации) может быть сколько угодно по сроку (объему). Самое главное она должна быть не менее 16 часов. И объем этот устанавливает сама обучающая организация, цитирую пункт 10 этого же Приказа:

      «…Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов…»

      • Константин, извините, но Вы сейчас не тот приказ цитируете. Собственно, думаю, это из-за того, что понятие «повышение квалификации» сильно размыто в современном Законе об образовании. В 499 речь идет о повышении квалификации специалистов (в целом, любые дополнительные профессиональные программы — ДПП — относятся именно к этой категории). А повышение квалификации водителей — это профессиональное обучение. И под него, по какой-то причине, никаких дополняющих документов нет, кроме статьи 73 закона об образовании. А там про сроки программы сказано следующее: «8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.» Минимального срока НЕТ. Короче, доказали, что достаточно 8 часов — формально можете учить 8. Но попробуйте это доказать, ага 😉

    • IV. Планируемые результаты освоения примерной программы

      В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны уметь безопасно и эффективно управлять транспортным средством соответствующей категории с МЕХАНИЧЕСКОЙ! трансмиссией в различных условиях движения.

      V. Условия реализации примерной программы….

      Вы прочитайте сначала статью целиком, а потом еще раз приведенный Вами приказ!в т.ч. приложение 28 полностью. вопрос будет снят

  8. Доброго времени суток! Константин, огромное спасибо за статью на мой взгляд очень познавательная!

    • Вам спасибо, что обратили внимание на эту статью. Читатели-специалисты сами подкидывают мне интересные (наболевшие) вопросы. А 20 часовая программа обучения водителей это одна из наиболее загадочных тем.

  9. Добрый день, Константин.
    Подскажите пожалуйста, по 20 часовой программе должны ли быть отдельные билеты (кроме билетов ПДД)?
    Мы для Газпрома составляем по 2 протокола на каждого драйвера, по БДД и ПДД РФ.

    • Билеты по ПДД нужны для проверки знаний по правилам дорожного движения. А 20-ти часовая программа по своей тематике выходит за пределы ПДД. Здесь есть темы которые освещают обеспечение БДД в целом и шире. Например, оказание первой медицинской помощи. Поэтому билеты по проверке знаний 20-ти часовой программы составляются по учебно-тематическому плану. Я кстати однажды так и сделал. Разработал эти билеты сам и включил их в пакет готовых шаблонов.

  10. Дд, нужно ли сейчас проводить занятия с водителями по 20 часовой программе.

  11. Почитайте письмо минтранса

    от 5 ноября 2019 года N Дз-1837-ПГ

    [О статусе РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями
    автотранспортных организаций» ] и всё будет ясно

  12. Добрый день! Константин, спасибо за статью, и всем отозвавшимся за комментарии, очень познавательно. Но остался вопрос: Может ли обученный специалист, ответственный за БДД, в не транспортном предприятии, проводить обучение по 20-ти часовой программе самостоятельно?

    • Может. Законом это не запрещено. Но нужно понимать ключевую вещь, повышать квалификацию можно только в рамках професинального обучения или дополнительного профессионального образования. А это может только образовательное учреждение. Значит специалисту по БДД проводить обучение с водителями можно, только избрав другую форму обучения. Подробнее о формах обучения на предприятии своими силами можно найти в ГОСТ 12.0.002-2014 «Система стандартов безопасности труда»

  13. Добрый день! Хотелось бы все таки уяснить в связи в вышедшими в 2020 и 2021 году новыми нормативными документами по организации работы транспортных предприятий и профессиональной подготовке специалистов транспортных предприятий ( с учетом отмены всех ранее имеющихся нормативных документов в том числе и по охране труда) появилось ли конкретное в них указание на три интересующих нас вопроса:
    1. с какой периодичностью должно проводится повышение квалификации водителей
    2 кто может проводить ежегодные занятия с водителями
    3 есть ли новый РД утверждающий примерную программу подготовки водителя.

    • 1. Нет ни в одном нормативном документе требования, не то что ежегодно повышать квалификацию, а вообще ее проводить. А если нет требования вообще проводить повышение квалификации, то и о периодичности речи вообще нет (нигде).
      2. Если вы решили доводить информацию до водителей в той или иной форме, то лучше всего об этом пишет ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ
      3. РД это «пережиток прошлого» или «наследие прошлого СССР». Этот документ вообще не обязательный, он носил рекомендательный характер (для своего времени). Просто, если вдруг вы решили самостоятельно и добровольно сами провести занятия, то вы можете им пользоваться просто как руководством. Поэтому он и называется РД — руководящий документ.

  14. Здравствуйте, можно в каждой статье, сразу после темы, указывать дату на которую она актуальна. Законодательная база настолько быстро обновляется, что совсем не понятно, сейчас когда я читаю эту статью она правоприменительна или уже безнадежно устарела.

    • Да, действительно. Законы меняют быстро…) Хорошо, что-нибудь придумаем.

  15. Добрый день!
    Можно ли осуществлять обучение по 20-ти часовой программе дистанционно? или обязательно это делать в ОО или на рабочем месте очно?

Добавить комментарий для Александр ГЕС

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close
АНКЕТА
Присоединяйтесь к команде профессионалов

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.
ЗАЯВКА
На поиск кандидата (специалист/профессия)

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.