ОБУЧЕНИЕ ПО БДД И АТТЕСТАЦИЯ ПО БДД?

обучение и аттестация по бдд

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! ВАМ НЕОБХОДИМО ОБУЧИТЬ СПЕЦИАЛИСТА ОТВЕТСТВЕННОГО за БДД?

  • У ответственного по БДД есть высшее образование НЕ автомобильного профиля?
  • Вы не знаете можно ли обучиться удаленно и получить диплом?
  • Нужно ли проходить ответственному лицу обучение и аттестацию по БДД?
  • Какие мероприятия проводить для выполнения статьи 20 ФЗ №196 «О БДД»?
  • Где взять полный пакет готовых шаблонов для обеспечения БДД?

ОБУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ ПО БДД. РЕШЕНИЕ СУДА

обучение по БДД
У очень многих организаций возникает вопрос: нужно ли своему сотруднику проводить обучение и аттестацию по БДД? На сегодняшний день правовая «связка» такова, что приходится понятие обучение и аттестация разделять. Поясняю. Согласно ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» статья 20 п.1

…Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения

Это значит, что работники обеспечивающие БДД (а это и есть ответственные лица) должны повышать свою квалификацию. Если ответственное лицо имеет автомобильное образование, то ему необходимо проходить обучение (повышение квалификации) раз в пять лет по специальной программе. Если ответственное лицо не имеет специального автомобильного образования (например он философ), то ему сначала надо пройти квалификационную подготовку по специальной программе, а затем каждые пять лет повышение квалификации. Но тонкость законодательства, а именно статьи 20, в том, что согласно п.4

…Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность…

Обращаю внимание, что в п.1 речь идет об обучении (повышении квалификации) для всех, а в п.4 речь идет об аттестации, но не для всех, а только для тех кто осуществляет перевозки. Поэтому, если ваша организация не является перевозчиком (такси, городские и междугородние автобусные перевозки, транспортные компании), то обучение по БДД нужно, но аттестация по БДД не нужна. То есть если в Уставе вашей организации обозначены виды деятельности, где есть слова «перевозка пассажиров или груза», то ответственному лицу по БДД в вашей организации необходимо пройти обучение и аттестацию в установленном порядке. Если же ваша организация, например, лепит пельмени и имеет на балансе автомобиль для развозки сотрудников и тех же самых пельменей, то обучение по БДД нужно (повышение квалификации), а аттестацию проходить не нужно. Обращаю ваше внимание, что речь идет только об аттестации по БДД вашего специалиста, назначаемого ответственным Приказом по организации. Именно такой же позиции придерживается и суд.
В этой статье мы бы хотели осветить последнее решение арбитражного суда кассационной инстанции. Так как тяжба была очень долгой, и суды первой инстанции принимали то одну сторону (ЗАО «БЕТА ИР»), то другую (Автодорожный надзор), то чтобы вы не запутались мы все эти решения выкладывать не будем. А только осветим и прокомментируем итог. Итак:

НУЖНЫ ЛИ ОБУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ ПО БДД

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А53-14103/2012
13 сентября 2013 года
Из материалов дела:

…Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта провело плановую выездную проверку общества ЗАО «БЕТА ИР» на предмет соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой составило акт, в ходе которой установило следующие нарушения обществом:…
  • требований статьи 20 Закона № 196-ФЗ
  • Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 № 19 (далее – Правила)
  • приказа Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (далее – Приказ № 13/11)
  • приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152)
  • пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета ДТП»
  • учебно-тематических планов РД-26127100-1070-01 и РД-200-РСФСР-12-0071-86-09
…По итогам проверки обществу выдано предписание, которым в целях устранения нарушений законодательства обществу предписано осуществить следующие мероприятия:…
1– возложить ответственность на исполнительного руководителя, либо на конкретных должностных лиц и работников предприятия, назначенных на должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения транспортных средств (пункты 110 и 111 Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта);

2обеспечить на должностях, связанных с обеспечением безопасности движения лиц, прошедших периодическую аттестацию в комиссии ЮУГАДН на соответствие занимаемой должности (Приказ № 13/11);

3 – разработать и утвердить должностные инструкции лиц, чья деятельность влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, ознакомить сотрудников с должностными инструкциями под роспись (пункт 6 Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта);

4 – осуществлять контроль за соблюдением сроков прохождения водителями периодических медицинских освидетельствований (пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ);

5 – проводить медицинские осмотры водителей в соответствии с требованиями пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ;

6 – исключить факты допуска к самостоятельной работе водителей, не прошедших повышение профессионального мастерства по 20-часовой программе РД-26127100-1070-01 (пункт 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ);

7 – ежемесячно проводить в ГИБДД по г. Таганрогу сверки по ДТП и нарушениям ПДД (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении правил учета ДТП», статья 20 Закона № 196-ФЗ);

8 – обеспечить водителей необходимой оперативной информацией путем проведения инструктажей в полном объеме (Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, статья 20 Закона № 196-ФЗ);

9 – порядок заполнения обязательных реквизитов путевых листов вести в соответствии с требованиями Приказа № 152;

10 – обеспечить проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки; вести учет неисправностей, выявленных при проведении контроля технического состояния АТС и их устранения (статья 20 Закона № 196-ФЗ, пункты 36 – 39 Правил)

Цитируем на наш взгляд ключевой момент:

…Материалы дела свидетельствуют, что общество, к основному виду деятельности которого относятся научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, а к дополнительным – производство приборов и инструментов для измерения, имеет три автомобиля (2 легковых и 1 автобус), которые на момент проверки использовались обществом при осуществлении им уставной деятельности. Следовательно, общество, являясь владельцем транспортных средств и осуществляя их эксплуатацию, в том числе грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, обязано выполнять требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения…
  • От себя подчеркнём, что организация владеет и эксплуатирует транспортные средства, но ни в основных, ни в дополнительных видах деятельности не обозначены «перевозки пассажиров, грузов». Это очень важный момент!
Теперь цитируем резолютивную часть:

…Исходя из сферы действия и задач Закона № 196-ФЗ, основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения (глава 1 Закона № 196-ФЗ), учитывая установленные статьей 20 Закона № 196-ФЗ основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, оснований для освобождения общества от выполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, указанных в пунктах 1, 3, 5 – 10 предписания не установлено, а обществом не доказано. О правомерности выданного в указанной части предписания свидетельствует и содержание пункта 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, введенного Федеральным законом от 28.07.2012 № 131-ФЗ…
  • Это значит, что требования, указанные в предписании Автодорожного надзора, правомерны! НО, только кроме пункта 2. Цитируем дальше:
…Вместе с тем в части пункта 2 предписание управления является незаконным. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 № 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (далее – Положение). Названным приказом установлено, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшую специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Согласно пункту 2 Положения аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение № 1). В перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации (на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте), включены руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности. Следовательно, указанное требование относится к предприятиям транспорта, тогда как общество к таким предприятиям не относится. С учетом изложенного, в указанной части постановление апелляционной инстанции подлежит отмене…
…Следовательно, указанное требование относится к предприятиям транспорта, тогда как общество к таким предприятиям не относится. При таких обстоятельствах предписание в части пункта 2 подлежит отмене…
  • Пункт 2 это как раз предписание пройти аттестацию по БДД лиц ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения

ОБУЧЕНИЕ ПО БДД И АТТЕСТАЦИЯ ПО БДД. ИТОГ

  • А теперь подведем итог. Если ваша организация владеет транспортными средствами на праве собственности или аренды и эксплуатирует их, а также в Уставе в обозначенных видах деятельности нет перевозки пассажиров и/или грузов, то все 10 вышеупомянутых пунктов — это ваше руководство к действию, но только кроме 2-го пункта. Проходить аттестацию по БДД специалистов, которых вы назначите ответственными лицами по безопасности дорожного движения НЕ НАДО. Сразу отмечу, что «не надо» это не значит, что вам запрещено проходить аттестацию. «Не надо» это значит, что у вас нет обязанности, но есть право. Если у вас есть желание пройти аттестацию, то вы всегда это можете сделать.

ЗАПУЩЕНА НОВАЯ ПРОГРАММА-СОДЕЙСТВИЕ «ПРАКТИКУМ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД за 30 ДНЕЙ»

  • Проверьте свою компетентность;
  • Проведите транспортный экспресс-аудит;
  • Упакуте свою работу немедленно и на 100%;
  • Составьте свою «папку нормативных актов по БДД»;
  • Возможность погрузиться в мероприятия по БДД;
  • Оцените готовые решения разного уровня экспертности.
CАМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ СТАТЬИ:

Кто и как должен проходить обучение и аттестацию по БДД… подробнее
Нужно ли походить обучению и аттестацию по БДД. Решение суда… подробнее
Проблемы при обеспечении безопасности дорожного движения… подробнее

Посмотреть полный текст решения суда о незаконности требования обучения и аттестации лиц по БДД в организациях, которые не являются предприятиями транспорта, можно… ЗДЕСЬ
Дистанционное обучение специалистов по БДД в рамках Приказа №287… ЗДЕСЬ
Пакет готовых документов для ответственного по БДД получите… ЗДЕСЬ
комментария 63
  1. Добрый день! подскажите обучение всё таки надо или нет согласно последним изменениям, если вид деятельности предприятие не связан с перевозкой грузов и пассажиров .ФЗ 131 от 28июля 2012 года.
    Статью 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2002, N 18, ст. 1721; 2009, N 48, ст. 5717; 2012, N 25, ст. 3268) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

    «4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

    обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

    • В п.4, который вы процитировали, есть ключевая фраза: «…осуществляющие перевозки автомобильным транспортом…» Это не просто слова, а конкретный вид деятельности, который должен быть обозначен в Уставе и вашем ОКВЭД. Если у вас в Уставе есть такой вид деятельности (так же как и ОКВЭД), то вам как предприятию транспорта, надо п.4 выполнять, т.е. нужен обученный и аттестованный сотрудник. Если у вас организация перевозками не занимается (в Уставе не обозначен такой вид деятельности), но транспорт эксплуатирует, то вам аттестовать сотрудника не надо. Но п.1 ст.20 ФЗ «О БДД» все равно выполнять надо. Все это есть в решении суда.

      • Вот именно — осуществляющие перевозки. Перевозки грузов или пассажиров… Согласно ПДД, пассажир — это лицо, которое входит или выходит из транспортного средства либо находится в транспортном средстве или на нем помимо водителя.
        Следовательно, если имеется служебный автомобиль с водителем, который осуществляет перевозку руководителя предприятия — то в штате должен быть ответственный за БДД с аттестацией.
        Даже для собственных средств. Все равно — аттестации неизбежать.

        • Согласно Административного регламента
          Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (утв. приказом Минтранса РФ от 9 июля 2012 г. N 204)

          УГАДН имеет право, цитирую:
          «…проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность…»

          Согласно Положения
          о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398)

          УГАДН, цитирую:
          «…осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)…»

          Это значит, что УГАДН в своей надзорной деятельности должен лезть не в Правила Дорожного Движения, а в Устав автомобильного транспорта за терминами и определениями.

          Правила дорожного движения не регламентируют перевозочную деятельность. Они предназначены для другого, цитирую ПДД:
          «…Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации…», то есть Правила предназначены для того чтобы упорядочить дорожное движение, и направлены не для Юридических лиц, а для физических лиц (участников дорожного движения), цитирую:

          «…Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами…»

          А вот когда вы открываете Устав автомобильного транспорта, цитирую:
          «…2. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства)…»

          То есть речь идет как раз о перевозочной деятельности, которую и проверяет УГАДН, согласно своего Административного регламента. И поэтому УГАДН не должен «заглядывать» в Правила Дорожного Движения, потому что, согласно Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (см. выше), УГАДН не занимается вопросами безопасности дорожного движения.

          Поэтому это ловушка, которую УГАДН успешно применяет, пользуясь безграмотностью проверяемых должностных лиц. А возможно инспектор УГАДН и сам не знает, что поступает безграмотно и не компетентно.

          А значит обучение по БДД с выдачей дипломомв и аттестация по БДД специалиста ответственного по БДД, только для тех кто занимается перевозочной деятельностью в рамках Устава автомобильного транспорта.

  2. А если в уставе написанно:»…доставка гроба,….перевозка тела умершего…»
    как это предприятие можно считать: транспортной или нет? Необходимо ли проходить аттестацию ответственного. В автопарке 2 автобуса и 2грузовые. машины

    • Добрый день. В этих предложениях ключевое слово «перевозка». Значит нужна и аттестация и все остальное.

  3. Здравствуйте.
    Чудная статья, спасибо, прояснилось по поводу обучения ответственного по БДД. Только вот кроме пункта 4 есть ещё и пункт 6. И с ним возник вопрос. В смысле, по прохождению водителями повышения профессионального мастерства по 20-ти часовой программе.
    Вид деятельности у нас — продажа и предоставление в наём жилого фонда плюс ещё несколько видов деятельность, связанной с облагораживанием придомовой и других территорий, то есть, с автотранспортом наши виды деятельности никак не связаны. Но у нас есть в штате водители. Так вот, кто и где их должен обучать вот по этой 20-ти часовой программе?

    • Ответ Вы найдете в Учебно-тематическом плане и программе ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.). Цитируем: «…Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций…».
      Согласно этого пояснения делаем вывод: вы можете провести обучение собственными силами, либо привлечь специалистов других организаций на возмездной или безвозмездной основе.

  4. Если в уставе не указано про перевозку, но есть лицензия на осуществление перевозки автобильным транспортом. Обучение проводить необходимо?

    • Добрый день. При оформлении и получении лицензии на осуществление перевозки автомобильным транспортом у вас должны были проверить заявленный вид деятельности. Вам необходимо внести изменения в Устав и пройти обучение с последующей аттестацией.

  5. Здравствуйте! У нас такой вопрос. Наше предприятие выпускает электрические выключатели. В уставе нет того, что Общество осуществляет перевозку пассажиров и грузов. НО при обществе существует транспортный участок,автомобили осуществляют перевозку выпускаемых товарив. В автопарке 8 машин (грузовые и легковые).Начальник транспортного участка, выполняя еще и функции механика, выпускает автомобили на линию.Начальник транспортного участка имеет диплом по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» (со дня окончания ВУЗа не прошло 5-и лет). Недавно один из автомобилей был задержана служной ГИБДД и при проверке документов было выявлено, что начальник транспортного участка, не имея удостоверения УГАДН о прохождении аттестации по БДД, выпистил машину на линию. Сейчас Обществу грозит штраф в размере 100000 руб. за нарушение ст.12.31.1 КоАП. Правомерно ли это? И как грамотно обосновать свои возражения на предписание ГИБДД и самим разобраться в требованиях действующего законодательства?

    • Добрый день. Буду краток. Даже если нет в Уставе вида деятельности «перевозка…», то в вашем случае необходимо внести изменения в ваш Устав. Потому что по факту, вы доставляете выпускаемый товар третьим лица. Это доставка не будет являться внутрихозяйственной деятельностью, а будет являться предметом (объектом) договорных отношений с вашим покупателем (реализатором, заказчиком и т.д.). В процессе доставки у вас и вашего получателя есть права и обязанности, которые, как правило отражаются в совместном договоре. Это значит, что к вашей организации предъявляются дополнительные требования как к перевозчику. И в вашем случае ответственное лицо, имеющее автомобильное образование, должно пройти повышение квалификации по специальной программе с последующей аттестацией. Вот если бы ответственное лицо не имело автомобильного образования, то тогда ему необходимо было пройти квалификационную подготовку (в этом отличие программ — квалификационной подготовки от повышения квалификации). Поэтому в вашем случае ГИБДД скорее прав, чем — нет.

  6. Необходимо ли сотруднику (техник), который будет выписывать путевой лист аттестация по БДД и удостоверение? Или достаточно внести его в приказ по предприятию и внести соответствующее дополнение в должностную инструкцию? Механики и медики обслуживают по договору. Организация занимается энергоснабжением, из транспортных средств — три мини погрузчика (типа Bobcat). Перевозками не занимаемся.

    • Если вы будете просто выписывать путевой лист и вести журнал учета выдачи путевых листов, то обучения не надо. Вам достаточно внести дополнительные обязанности в должностную инструкцию и закрепить Приказом по организации. Обучение и/или Аттестация по БДД нужна тем кто выпускает авто на линию, проверяя техническое состояние, и тем кто обеспечивает БДД в целом.

      Ну а если у вас только погрузчики, которые не выезжают на дороги общего пользования (работают только на территории организации), то вопрос по обучению БДД вообще не стоит, так как название этой программы: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации«. Само название говорит само за себя.

      Вашим настольным документом будут Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99 (утв. постановлением Минтруда РФ от 7 июля 1999 г. N 18) и работа не с БДД, а по охране труда в целом.

  7. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, наше предприятие занимается услугами связи:телефония, интернет,телевидение.Автомобильного транспорта предприятие не имеет, мы их арендуем у самих работников, но у нас в штате есть водитель. Нужно ли нам назначать ответственного человека по БДД, проводить аттестацию и обучение? Если да, то кого назначить ответственным, и кого нужно аттестовывать и обучать?

    • Для того чтобы у вашей организации возникла обязанность обеспечивать Безопасность Дорожного Движения, необходимо выполнить два условия:
      1. Организация должна владеть хотя бы одним транспортным средством: владеть на праве собственности или на праве аренды (даже если вы взяли авто в аренду у собственного сотрудника);
      2. Транспортное средство, которым вы владеете, должно эксплуатироваться для нужд организации. И не важно кто будет им управлять: штатный водитель, менеджер или генеральный директор.

      У вас два условия выполняются, значит все требования к персоналу (обеспечивающему БДД и управляющему авто) должны выполняться: повышение квалификации, все виды обязательных медосмотров, стажировки, инструктажи, и так далее…
      А также должны выполнятся все требования к транспорту: выпуск транспорта на линию, учет ДТП, сверка в ГИБДД и так далее…
      А также должны выполняться требования к ведению соответствующей документации: журналы, положения, инструктажи, программы, планы и так далее…

      Если ваша организация не занимается перевозками пассажиров и грузов, то специалисту аттестацию проводить не надо, но обучение (квалификационная подготовка или повышение квалификации) надо. Кого назначить это вопрос, который требует детального подхода. На эту тему у нас есть соответствующий закрытый видео-семинар, который идет бесплатным Бонусом к Пакету Готовых Шаблонов

  8. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. У нас есть сотрудники, которые работают сервис-инженерами, мы у них арендуем машины, они тоже должны проходить обучение по 20-ти часовой программе или нет???

    • Добрый день. Согласно статьи 20 Федерального закона ФЗ-196 «О БДД»
      «…Юридические лица обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей…» Другими словами «обеспечить обучение». Есть единственная программа по которой проходят обучение водители: 20-ти часовая программа БДД.

      Согласно этого же закона водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Водитель может управлять транспортным средством в качестве работника. Другими словами, любой работник управляющий автомобилем, которым владеет организация, выполняет работу по профессии водитель. А значит необходимо выполнить все требования предъявляемые к ним, в том числе обучение по 20-ти часовой программе.

  9. Добрый день! Нужно ли мне вводить в штат сотрудника ответственного по БДД , если мое предприятие , я предоставила в аренду свой автомобиль. ПТС на меня оформлена.ловек
    Обучение сотрудника не дешево. и компания у меня менее 50 человек. Может быть не надо мне беспокоиться .

    • Обязанность обеспечивать БДД относится к организациям которые эксплуатируют транспортные средства. Если вы отдали в аренду авто, и у вас нет транспорта, который бы вы эксплуатировали, то ответственный по БДД нужен не вам, а той организации кому вы отдали в аренду.

  10. Добрый день! Подскажите пожалуйста.
    1.Я на предприятии отв-ый за БДД у меня есть пройденная аттестация, которая действует еще 2 года но у меня нет профильного образования, нужно ли мне сейчас пройти обучение?
    2.У нас на предприятии путевые листы выдает оператор ЭВМ и ставит свою подпись + ведет журнал учета путевых листов, а задание им выдает диспетчер. Нужно ли в данной ситуации обучать операторов ЭВМ?

    • отвечаю:
      1. Следующую аттестацию вы будете проходить через два года. Но выполнять квалификационные требования согласно Приказа Минтранса №287 нужно сейчас.
      2. У диспетчера достаточно широкий функционал, в том числе выдача путевых листов и их учет. Если вы решили, что ответственным за выдачу путевых листов и их учет будет оператор ЭВМ, то ничего страшного в этом нет. Но основной функционал по управлению движением автомобилями остался у диспетчера и обучаться нужно только диспетчеру.

  11. Добрый день!
    Правильно ли я понимаю что если предприятие не оказывает услуги на сторону, а только для собственных нужд то обучение не обязательно (но весь автотранспорт выезжает на дороги общего пользования)

    • Нет, не правильно. Обучение обязательно. Не обязательна АТТЕСТАЦИЯ!

  12. Добрый день! Большое спасибо за материалы, размещенные на сайте. Подскажите, пожалуйста, у нас торговая компания. Есть грузовые автомобили (5 шт.), которые развозят товары в магазины заказчиков. Вида деятельности по квэд «Перевозки» нет. Нужно ли в нашем случае назначать и аттестовать лицо, ответственное за БДД? У нас водитель по совместительству назначен механиком по выпуску ТС. Высшего образования у него нет, (есть автотранспортный техникум). Есть обучение 32 ч. Кроме грузовых, есть также легковые автомобили сотрудников (торговые агенты, директор), находящиеся в аренде предприятия. Из Ваших материалов следует, что всех таких сотрудников следует рассматривать, как водителей? Периодические и предрейсовые медосомтры,инструктажи, обучение 20 ч и т.д? Большое спасибо.

    • Если вы перевозите товары Заказчикам, то с большой долей вероятности УГАДН будет вас рассматриваать как «перевозчика». Если в Уставе такого ОКВЭД нет, то вам надо обязательно внести, потому что по факту вы занимаетесь такой деятельностью.
      Всем «первозчикам» необходимо выполнять пункт 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД»: назначить «ответствнное лицо за БДД» прошедшего аттестацию и соответствующего Квалификационным Требованиям Приказа Минтранса №287.
      Также необходимо иметь «ответственное лицо за техничесое состояние», именно он может выпускать авто на линию. Например, механик по-должности. Но механиком надо быть на основном месте работы, а по-совместительству может работать по профессии водителя, а не наоборот.
      Все кто управляют служебным транспортом, выполняют работу по профессии водитель, поэтому все требования (стажировки, медосмотры, инструктажи, обучение) применяются и к ним тоже.

      • В дополнительных видах деятельности есть такой «деятельность грузового транспорта». Это автоматически нас обязывает иметь обученного и аттестованного специалиста по БДД? Спасибо, у Вас прекрасный сайт.

        • Наличие обозначенных в Уставе видов деятельности является не причиной, а следствием. Другими словами, если вы по факту занимаетесь таким видом деятельности как «перевозка» (перевозка пассажиров и/или грузов), то необходимо убедиться, что данный вид деятельности обозначен у вас в Уставе (если его там нет, то необходимо довнести). Отсюда и вывод: если вы занимаетесь такой деятельностью, то требования изложенные в пункте 4 статьи 20 ФЗ-196 «О Безопасности Дорожного Движения», необходимо выполнять.

  13. У меня филиальная сеть, могу я в головной организации пройти обучение как «Специалист, ответственный за БДД», «Аттестацию», а на филиале назначить лицо «Ответственным за выпуск на линию автомобильного транспорта» добавив к его основной должности данный функционал с соответствующим обучением.

  14. Константин! Здравствуйте! Вы занимаетесь очень полезным делом! При непрозрачности нашего законодетельства в общем и в БДД в частности, Вы по-сути нарабатываете правоприменительную практику. Имел удовольствие воспользоваться плодами Вашего труда (покупал через Интернет Ваш шаблон документов на Москву). В принципе больше вопросов не возникало, разжевано досканально (кроме Положения о стажировке, но мы это с Вами обсуждали). Поэтому далее с удовольствием буду принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с БДД. А так спасибо еще раз. Всем рекомендую, полезный пакет документов.

    • Добрый день. Спасибо за теплые слова. Безаварийной работы!

  15. Добрый день! У нас медицинская организация,1 легковой автомобиль ,перевозит только сотрудников.У меня два вопроса : требуется ли аттестация ответственному по БДД и нужно ли иметь диспетчера и контролера?

    • Если ваша организация не знимается превозками как видом деятельности, то есть не выдает билеты своим сотрудникам на остановках, не заключает договор оказания услуг по перевозке на коммерческой основе и если ваши авто не оказывают таксомоторных услуг своим сотрудникам, то вы не перевозчики. А значит находитесь вне требований Приказа Минтранса №287 (Квалификационные требования) и вне требований Приказа Минтранса №13/11 (аттестация).

      Но в любом случае у вас должен быть ответственный за обеспечение БДД (по умолчанию это руководитель вашей организации) и ответственный за техническое состояние (тот который выполняет работу по выпуску исправного транспорта на линию).

  16. Добрый день!Поясните пожалуйста, если организация осуществляет деятельность с передачей авто в Аренду, но производит их обслуживание ТО и ремонт.Имеет свою небольшую сеть авто(Эвакуатор, служебный автомобиль) для транспортировки аварийных или тех. неисправных тс.Наличие ответственного по БДД обязательно?

    • Много завернуто в вашем вопросе. Насколько понял, настолько и попытаюсь ответить. Ответственный за БДД есть (нужен) в той организации, которая сама экусплуатирует транспорт (свои или арендованный). Если вы полностью весь собственный транспорт передали в аренду, то обеспечивать БДД будет та организация которой вы передали транспорт. Но если у вас остался эвакуатор, который вы эксплуатируете сами и оказываете услугу по перевозке (неисправного) транспорта, то вы обязаны обеспечивать БДД и руководитель вашей организации по умолчанию им и является.

  17. Добрый день! Подскажите, пожалуйста! В нашей организации есть несколько крупных филиалов где в наличии имеется автомобили легкового и грузового назначения, нам необходимо иметь в каждом филиале ответственного за БДД или можно назначить ответственного за БДД в головном филиале???

    • Оптимальным решением будет следующий вариант. В головном филиале назначить ответственного за обеспечение БДД. В филиалах назначить ответственных за техническое состояние. А дальше надо посмотреть по филиалам на местах. То есть если филиалы действительно очень крупные, то разумно назначить ответственных за БДД на местах тоже. Если филиалы небольшие (например, два человека и авто), то разумно оставить ответственного за БДД только в голофном офисе. Он будет контролировать удаленно выполнение всех мероприятий и при необходимости регулярно приезжать и проверять на месте (например раз в квартал).

  18. Добрый день!

    Наша организация имеет на балансе несколько автомобилей для перевозки сотрудников гос.учреждения.
    Основной вид деятельности не связан с перевозкой.

    Вопрос:
    Ответственнный за БДД нужени или нет (аттестованный или обученный)
    На период отпуска водитель может производить выпуск автомобилей на линиию.

    Спасибо!

    • Добрый день.
      1. Аттестация — требование обозначенное в пункте 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Пункты 3 и 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» относятся к тем юридическим лицам кто организовал перевозку пассажиров как вид деятельности. А если еще точнее, к тем юрлицам кто организовал перевозу пассажиров в рамках «Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112
      2. Соответствие Квалификационным требованием специалиста ответственного за обеспечение БДД — требование обозначенное в пункте 4 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Пояснение выше (такое же).
      3. На период отпуска специалиста ответственного за обеспечение БДД может быть назначен врменно другой работник. Но он должен быть компетентным, то есть обладать знаниями, навыком и опытом, подтвержденными соответствующими документами (дипломы, удостоверения, и/или трудовая книжка). В любом случае должно быть основание: то есть он должен быть компетентен. В любом случае водитель это рабочая профессия, а ответственный за обеспечение БДД это уже категория специалистов. Поэтому если водитель имеет соответствующее образование (диплом, курсы), то руководитель может на полном основании поручить ему такую работу. Если нет — то по-умолчанию ответственным становится руководитель, потому что именно к нему обращены требования законодательства (как к сотруднику представляющему юрлицо)

  19. Добрый день! Помогите решить спорный вопрос. В государственном казенном учреждении на балансе есть автомобиль. Учреждение эксплуатирует транспорт для собственных нужд (поездки в другие учреждения),(P.S.:в Уставе учреждения о перевозках ничего не говориться). Обязанности механика, по штатному расписанию, выполняет главный инспектор, у которого есть высшее образование «Экономист-организатор сельскохозяйственного производства», среднее «Бухгалтер». Так же у сотрудника есть Удостоверение, в котором говорится, что он прошел аттестацию в комиссии Управления государственного автодорожного надзора Московской области по проведению аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей, связанных с обеспечением безопасности движения и соответствует занимаемой должности, выданное 29.10.2010 (Удостоверение получил на предыдущем месте работы, работал начальником гаража).
    Спор возник по следующему… на основании Приказа Минтранса №287 и Приказа Минтранса №13/11 в нашем Учреждении должен ли быть ответственный за БДД? И имеет ли право наш главный инспектор, выполняющий функции механика, на основании выше указанного удостоверения Управления государственного автодорожного надзора МО от 29.10.2010 БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА БДД?

    • В вашем вопросе есть противоречия. На сегодняшний день законодательство по БДД сформировано таким образом, что если вы НЕ занимаетесь перевозочной деятельностью, то вы находитесь вне Квалификационных требований (Приказ Минтранса №287) и ВНЕ требований аттестации ответственного лица по БДД (Приказ Минтранса №13/11 и №106)

  20. Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Нужно ли проводить обучение водителю наставнику, или можно просто назначить приказом и все?

    • Обучение не обязательно, но требования к водителю-наставнику есть в Приказе Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59
      «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

  21. Константин здравствуйте. Скажите в свете последних изменений ФЗ196теперь всем кто эксплуатирует ТС будет (с 21.12.2018) необходим АТТЕСТОВАННЫЙ ответственный за БДД? Верно? Спасибо.

    • Если новая редакция статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» вступит в силу в декабре 2018 года без изменений, то — да. ВСЕМ будет нужен аттестованный ответственный за обеспечение БДД.

  22. Добрый день. Работаю диспетчером на телефоне и заодно оформляю путевой лист с отметкой времени выезда и возвращения транспортного средства. За техническое состояние отвечает другой человек. Организация не занимается транспортными перевозками. Требуется ли мне обучение и аттестация? Была транспортная инспекция и меня за мои подписи оштрафовали на 20 т.р.

    • Если вы работаете диспетчером (работа по управлению движением транспортных средств), то вы должны соответствовать Квалификационным требованиям Приказа Минтранса №287. За несоответствие надзорные органы привлекают к административной ответственности.

      • Нет, я работаю диспетчером на телефоне , принимаю звонки клиентов и консультирую их, или переключаю в соответствующий отдел. Управлением транспортных средств я не занимаюсь. В виду того, что я женщина, и всегда нахожусь на одном месте мне поручили писать путевки, регистрировать их в журнале и отмечать время выезда и возврата машины в графе диспетчер-нарядчик.Больше никаких обязанностей по управлению транспортных средств нет. Помогите разобраться, очень жалко платить такие деньги за преступление , которого не совершала.

        • Если в вашей должностной инструкции нет обязанностей по управлению движением транспортных средств, то вас незаконно привлекли к административной ответственности. Теперь это можно решить только через суд.

  23. Здравствуйте
    Надо ли контролерам тс АТС повышение квалификации,если есть диплом по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобилей (техник-механик.)
    Спасибо

    • Нет не нужно, такой сотрудник может сразу приступать к работе.

  24. Здравствуйте, если в колледже имеется два автобуса для перевозки студентов и используются только для собственных перевозок, требуется ли обязательная аттестация ответственного лица по Бдд? Или достаточно высшее профильное образование?

    • Перевозка студентов — это не перевозка для собственных нужд. Студенты не являются вашими сотрудниками. Они являются пассажирами, согласно Уставу автомоибльного транспорта. А это значит вы обязаны организовать данную перевозку в виде перевозки по заказам (в рамках договора фрахтования). Требования по обеспечению БДД вы должны выполнять все: наличие соответствующего персонала обученного (в рамках Приказа Минтранса №287) и аттестованного (аттестуется только специалист по БДД — Приказ Минтранса №106) и выполнение всех мероприятий по обеспечению БДД (инструктажи, медосмотры, стажировки и так далее).

  25. Спасибо за развернутый ответ на мой вопрос.

  26. Константин, здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, каким документом регламентируется периодичность прохождения аттестации для специалиста БДД (Выше Вы писали, что её нужно проходить раз в 5 лет)?
    Спасибо!

    • Законодательство меняется)) и теперь периодичности нет вообще. Раз и навсегда.

  27. Добрый день, Константин! Может ли аттестованный специалист по БДД выполнять обязанности диспетчера (заниматься оформлением, выдачей путевых листов)?

    • Диспетчер это не «выписыватель путевых листов». Его основвня обязанность собирать заявки на перевозку, распределять их между водителями, следить за их выполнением, контролировать перемещение водителей на заявке и так далее. То есть обязанность диспетчера — это управлять движением транспортных средств. Просто если есть диспетчер, то ему вменяется ещё и выписывать путевые листы. Поэтому если у вас нет потребности управлять движением транспортных средств, то вам диспетчер не нужен. А поручить выписывать путевые листы можно кому угодно, хоть бухгалтеру. То есть на «выписывателя путевых листов» учиться не надо.

  28. Добрый день,Константин! В октябре 2017г. прошел обучение (256час) по программе «Профессиональная переподготовка специалиста,ответственного за обеспечение БДД», получил диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Специалист, ответственный за ОБДД» и правом ведения профессиональной деятельности. Комиссией УГАДН в октябре 2017г. выдано удостоверение,что прошел аттестацию и соответствую должности ответственного за БДД. Однако для получения лицензии на перевозку пассажиров автобусом требуют пройти повторную аттестацию,ссылаясь на ФЗ №386 от 30.10.2018г.В реестр аттестованных специалистов «Росавтотранса», данные на меня почему-то не внесены. Подскажите пожалуйста, как быть?

    • Есть два варианта:
      1. Сделать как они просят: пройти аттестацию в рамках Приказа Минтранса №106;
      2. Идти в суд: доказать что закон обратной силы не имеет. Приказ №13/11 отменен, но не отменены его последствия. Согласно этого Приказа ваша следующая аттестация должна быть не позже чем через 5 лет. То есть заново аттестацию по Приказу Минтранса №106 вам нужно пройти до октября 2022 года (это уже будет навсегда).

  29. Здравствуйте, Константин! Очень нужный сайт у Вас. Спасибо! Но у меня вопрос: автошкола — есть автомобили в собственности и в аренде. Сотрудник, отвечавший за ОБДД уволился. Теперь нужно назначить другого работника. Какие специалисты нам теперь нужны? Нужна ли аттестация?

    • Ответственный за обеспечение по БДД у вас должен быть в любом случае. Если его нет, то по-умолчанию ответственным является руководитель автошколы. С точки зрения закона, если у вас есть в автопарке грузовые авто и автобусы, то у вас ответственный за обеспечение БДД должен соответствовать Квалификационным требованиям (Приказ Минтранса №287), точно так же должен быть контролер техсостояния, который отвечает за техническое состояние. Он должен соответствовать Квалификационным требованиям. Кроме того, ответственный за обеспечение по БДД должен быть аттестован (если у вас есть грузовые авто и/или автобусы).

Добавить комментарий для Александр

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close
АНКЕТА
Присоединяйтесь к команде профессионалов

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.
ЗАЯВКА
На поиск кандидата (специалист/профессия)

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.