Нужен ли договор фрахтования для собственных нужд?

Нужен ли договор фрахтования для собственных нужд?

В рубрике вопрос-ответ слушайте аудиоразбор интересного вопроса:

Требование инспектора УГАДН наличия договора фрахтования у юридического лица, которое перевозит своих сотрудников для собственных нужд. (докладчик К.В. Зворыгин)


вопрос о договоре фрахтования

Вопрос от Юрия. Договор фрахтования. Законное ли требование инспектора МУГАДН.

Привожу вопрос как есть.

Будьте внимательны. ВОПРОС С ПОДВОХОМ!!!

Подвох и ответ на него вы увидите в комментариях к этой статье.

Константин Валентинович, добрый день! Помогите разобраться и как действовать! У нас гос. мед. учреждение, мы на нашем автобусе бесплатно возим наших сотрудников и пациентов от метро к нашему учреждению в определенное время. У нас лицензия на перевозку собственных нужд. Инспектор МУГАДН говорит, что нам нужен договор фрахтования. Как нам действовать и как заключить договор фрахтования если у нас бесплатный автобус и он принадлежит нашему учреждению. И не получится же с каждым пациентом заключать договор на перевозку. Что можно сделать?

Используемые мной нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров в нормативных актах.

Ниже я цитатно обозначил моменты на которые опирался при ответе на данный вопрос.

Подробный разбор слушайте в самом подкасте (выше).

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

ссылка на ГАРАНТ
договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров

Главный момент, который берем на заметку — Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.

Далее.

Статья 27.
«Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

ссылка на ГАРАНТ
договор фрахтования транспортного средства

Цитирую, что должен содержать договор фрахтования:

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Смотрим для начала кто такие «фрахтователь» и «фрахтовщик».

ссылка на ГАРАНТ

Цитирую:

фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

А вот теперь, когда мы говорим о договоре фрахтования, нам приходится оперировать следующими нормами:

  • физическое или юридическое лицо обязуется оплатить стоимость
  • Договор фрахтования должен включать в себя размер платы за пользование транспортным средством…
  • фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования…

И здесь возникает логичный вопрос.

Неужели у собственных сотрудников необходимо брать плату за то, что служебный автобус подвозит их от метро до места работы?

Может инспектор МУГАДН что-то напутал?

И заглянув в статью 20 пункт 2 ФЗ-196 «О БДД», мы окончательно понимаем, что инспектор МУГАДН действительно не законно требует наличие договора фрахтования там где нет коммерческой перевозки.

Смотрим

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

ссылка на ГАРАНТ

Цитирую:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)…

Подведем небольшой итог о договоре фрахтования.

  1. Договор фрахтования нужен только при оказании услуг (коммерческие перевозки).
  2. Перевозки для собственных нужд автобусами осуществляются без договора фрахтования.

Оставляйте комментарии. Делитесь мнением, опытом, отвечайте другим на их комментарии, не стесняемся.

Если вы не прослушали подкаст (аудио) о новом порядке профессионального отбора и профессионального обучения работников (Приказ Минтранса 264), то прослушать можно здесь>>>

  • Обучение по БДД

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.

Подробнее...
  • Константин Зворыгин

    автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»

    Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
комментария 34
  1. Мы занимаемся подвозом обучающихся из сельских мест к месту учебы и обратно на школьных автобусах. Мы муниципальное автономное учреждение. Заключен договор между нами и образовательным учреждением о подвозе на безвозмездной основе. Автобусы школьные находятся у нас на праве оперативного управления. Правильно ли, что заключен договор или заключать необязательно?

    • Обучающиеся это не ваши сотрудники. Здесь работает другая схема. Школа и подвоз учеников — здесь договор фрахтования обязателен. Фрахтователем будет выступать администрация города или района или области. Они будут являться заказчиками по перевозке неопределнного или определенного круга лиц.

      • Константин, Управление образования Администрации городского округа осуществляет функции и полномочия в отношении образовательных учреждений и нас тоже может выступать в роли Заказчика или все таки администрация города?

        • Заказчиком может выступать любая администрация. Кто Заказчик тот и участвует в договоре фрахтования.

  2. Добрый день, Константин!
    Вы абсолютно правы в случае перевозки медучреждением своих сотрудников.
    Но как следует из письма («И не получится же с каждым пациентом заключать договор на перевозку») медучреждение кроме подвоза своих сотрудников занимается подвозом пациентов от метро к учреждению. Исходя из письма, мы в данном случае, имеем вариант совмещения одновременной перевозки сотрудников и пациентов медучреждения. Перевозка пациентов медучреждения является коммерческой перевозкой пассажиров и, следовательно, требования инспектора МУГАДН о предоставлении договора фрахтования в случае перевозки пациентов медучреждения законны.

    • КОНЕЧНО!!! Это был вопрос с подвохом!!! Вы очень внимательны и я рад что вы правильно оценили эту часть вопроса. В части перевозки собственных сотрудников я очень четко разложил ответ в подкасте.

      Но, здесь есть «подводный камень». А именно перевозка пациентов, которые не являеются сотрудниками медучреждения. И здесь работает другая схема. В этом случае договор фрахтования обязателен. Фрахтовщиком будет являться медучреждение, которое предоставляет автобус для подвоза пациентов. А Фрахтователем будет являться администрация города, или района, или области, которая обязуется оплатить стоимость пользования автобусом (компенсировать из бюджета города медучреждению), предоставляемого для перевозки пациентов (в нашем случае, неопределнного круга лиц).

      Теперь цитируем ту же статью 27 Устава автомобильного транспорта:

      Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
      1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
      5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

      Это значит, что если администарция города требует от медучреждения подвозить пациентов, то договор фрахтования между администрацией и медучреждением должен быть обязательно.

      • Добрый день, Константин Валентинович и уважаемые коллеги! С наступившими праздниками!
        Да, по поводу собственных работников все понятно, а по поводу пациентов, видимо, могут быть варианты. Давайте попробуем довести ситуацию до логического юридического абсурда и посмотрим, куда нас это выведет.
        То, что это гос.мед.учреждение (для простоты назовем его ГМУ), подвозя своих пациентов до места лечения (и, видимо, обратно) оказывает этим пациентам транспортную услугу, тут, мне кажется, сомнений нет. Вопрос может быть в том, кто ЗАКАЗЧИК этой перевозки. Если это какая-то администрация какого-то муниципального образования (МО) («заставляет возить пациентов») — то тут ситуация такова, как Вы ее выше описали. Фрахтователь (заказчик) — администрация МО, фрахтовщик (перевозчик) — ГМУ, между ними заключается договор фрахтования, в котором оговариваются все вопросы, в том числе финансовые.
        А если это ГМУ по собственной воле, в целях улучшения качества медицинских услуг и привлечения большего числа клиентов самостоятельно приняло решение о доставке пациентов от метро к себе (и, видимо, обратно) за свой счет? В этом случае никакая администрация никакого МО тут уже ни при чем. В этом случае заказчик (фрахтователь) — ГМУ, перевозчик (фрахтовщик) — тоже ГМУ. Получается, ГМУ нужно заключать договор с самим собой? Ну не знаю, может быть возможен и такой вариант «кривого» договора, допустим, начальника какой-то службы в этом ГМУ (в роли фрахтователя) с руководителем этого ГМУ (в роли фрахтовщика). Естественно, с нулевой стоимостью услуг.
        А если рассмотреть вариант отношений, в которых заказчик (фрахтователь) — это пациент, а перевозчик (фрахтовщик) — это ГМУ? В этом случае, правда, это можно расценить как навязанные услуги…. но с другой стороны — бесплатно же. При этом варианте договор получается наиболее стройным, как мне кажется. Ведь наверняка ГМУ заключает с каждым пациентом договор на медицинское обслуживание (лечение и т.д.). Вот в этот договор можно и вставить раздел о бесплатном транспортном обслуживании пациента. Учесть в нем все требования, предъявляемые к договору фрахтования. «Услуга оказывается бесплатно» — крупным шрифтом полужирным. Тут, правда, нужно подумать уже о том — это будет ограниченный круг лиц или неограниченный… каков порядок допуска в автобус (по договору?..) и каковы будут в том и в другом случае иные юридические последствия… это уже нужно будет определить самому ГМУ, конечно.
        Ну и следующая степень юридического абсурда после заключения договора фрахтования — переоформление лицензии на коммерческие перевозки. Договор фрахтования то уже имеется………

        Всем удачи!

        • Аналогична ситуация с доставкой клиентов в аэропорт.
          Общество предоставляет услуги по аренде парковочного места на охраняемой автостоянки. В дополнение к услугам парковки осуществляет БЕСПЛАТНУЮ перевозку сосбтвенными автобусами (шатл как сейчас модно называть) клиентов до терминалов аэропорта и обратно. Условия о бесплатной доставки клиентов до терминала и обратно отражены в правилах пользования и предоставления услуги по аренде парковочного места.
          Сотрудников УГАДН при проверке документов у водителей автобусов данные утвержденные правила не устраивают. Принципиально хотя видеть именно договор фрахтования. Но в таком случае необходимо с каждым клиентом оформлять заказ-наряд с указанием персональных данных клиентов,а не все захотят предоставлять их, и в таком случае уйдут к конкурентам. Абсурд.

    • «Перевозка пациентов медучреждения является коммерческой перевозкой пассажиров» — с чего Вы это взяли — факта оплаты не установлено и прямо говорится, что плата за проезд не взимается…какая коммерция?

  3. Здравствуйте! А подскажите пожалуйста, с договором фрахтования тут всё понятно, а ещё ведь можно помимо договора фрахтования заключить заказ-наряд на основании Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Не совсем понятно в чём разница между заказ-нарядом и договором фрахтования?

    • Заказ-наряд — форма договора фрахтования. Об этом написано в «Уставе автомобильного транспорта» Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ. Именно там очень четко написано, посмотрите.

  4. Геннадию: Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» действовал до 31.12.2020, с 01.01.2021 действует Постановление Правительства РФ от 1.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

  5. Предлагаю подойти к этому вопросу с позиции русского языка. «Перевозка для собственных нужд» — этот термин ничем не урегулирован. Ключевое слово «нужда». Это перевозка тех, в ком нуждаются. В собственных сотрудниках МО конечно нуждается, но оно также нуждается и в пациентах. Иначе зачем оно существует?

  6. Добрый день. Не по теме, но прошу помочь. Как быть с водителями которые уже работают в организации и переводятся на другой тип(модель) транспортного средства по причине закупки новых автомобилей и.т.д. Как это мероприятие оформлять, ведь нигде про это ничего не сказано, разЪяснения только при трудоустройстве водителя на работу.
    С Уважением.
    Спасибо.

    • Если переводятся на другой тип (модель) авто, то нужна стажировка. Оформляется это согласно вашего внутреннего Положения о стажировке. В итоге оформляете допуск к самостоятельной работе и закрепляете авто за конкретным водителем (это же его место работы).

      • Добрый день! У меня работают 12 водителей, транспортных средств 20 ед., есть легковые и грузовые до 3500 кг и грузовые выше 3500 кг. Есть приказ о закреплении ТС. Но водители они же люди, они болеют, ходят в отпуск, бывает отпрашиваются по каким-то делам, а в эти моменты необходимо произвести подмену водителя. Вопрос: как быть в этих случаях со стажировкой? нужна ли она, если подмена на один день или смену. Автотранспорт используется для собственных нужд.

        • Стажировка нужна когда пересаживается на другой тип (модель) авто. Например, с легкового на грузовой или с самосвала на тягач с прицепом. А подмена оформляется очень просто: делаете Приказ о временном закреплении на время болезни (отпуска), передаете по акту и все. Это нужно для того чтобы был спрос. Вдруг когда водитель вернется с больничного, он скажет, а где мой чемодан с инструментами или почему стекло треснуто?

  7. Добрый день. Подскажите, должен ли перевозчик после окончания поездки, хранить договор фрахтования и список пассажиров?

    • В договоре, как правило, прописана ответственность сторон. Это значит, что если вдруг кто-то подаст в суд за некачественное выполнение услуги (а срок исковой давности по-моему 3 года — могу ошибаться), то желательно чтобы на этот случай у вас был оригинал договора, чтобы полноценно оспаривать. Поэтому я бы на вашем месте хранил договоры как минимум 3 года.

  8. Вот какое определение приведено в ПРОЕКТЕ федерального закона «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте» (в настоящее время проект на рассмотрении, поэтому данным документом сегодня НЕЛЬЗЯ пользоваться как нормативным актом, но тем не менее формулировка есть):

    «13) перевозки для собственных нужд – осуществляемые с использованием транспортных средств для нужд владельцев таких транспортных средств перевозки лиц (далее – иные лица) и их багажа и (или) перевозки грузов без заключения договора перевозки или договора фрахтования;»

    т.е. тут сказано о том, что для собственных нужд НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО должны перевозиться РАБОТНИКИ предприятия, а это вообще — ЛИЦА (любые). В том числе, пациенты для медучреждения, пассажиры аэропорта и т.д.

    Но еще раз обращаю внимание — данный ФЗ пока не утвержден.

  9. Классно будет если утвердят, еще одна нагрузка с Собственника снимется

  10. Константин добрый день. С похожей ситуацией столкнулся на Новогодних праздниках: красивый брендированный туристический автобус поставил на площади с целью рекламы своей компании. УГАДН составил протокол по ст.11.14.2 как за перевозку по заказу без договора фрахтования или заказ-наряда, хотя сотрудники видели и водитель записал в протоколе, что перевозку людей не осуществлял. Теперь буду пробовать доказывать, что УГАДн ошибается, и не любая поездка является коммерческой

  11. Добрый вечер, я извиняюсь. В январе месяце у Вас был подкаст об электронно цифровой подписе работника медпункта в путевом листе при прохождении предрейсового мед. осмотра. И там я понял что не ранее июля 2021 будет рассмотрен закон о законности ЭЦП. У нас на предприятии планируют внедрить дистанционный ПМО на днях. Не могли бы пож. ссылку или пункт закона.

    • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н
      «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

      Если вы сравните нормы пунктов 15 и 17, то вы увидите, что в первом случае речь идет о квалифицированной электронной подписи (со ссылкой на Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»). То есть журнал можно вести электронно и подписывать его квалифицированной электронной подписью.
      А во втором случае (пункт 17) речь идет о простой подписи (живой подписи).

      Это значит, что дистанционно проводить ПМО можно (не запрещено), но после этого нужна именно «живая» подпись в путевом листе, а не квалифицированная электронная подпись.

      Это даже логично понятно, что к живому путевому листу вы не можете прикрепить квалифицированную электронную подпись. Прикрепить ее можно только к электронному путевому листу. А электронный путевой лист пока вне закона: законоадетльно не закреплен.

  12. Добрый день!
    Константин Валентинович, прошу Вас, по возможности помочь и разобрать сложившуюся ситуацию (коллеги по цеху присоединяйтесь). Вполне возможно, она не уникальна и её разбор будет полезным другим по аналогии.
    Сначала изложение сути. Вопросы в конце.
    Было до середины декабря 2020г. штатно:
    Группа автотранспорта. Перевозки для собственных нужд организации (сотрудники, документы, оборудование). Легковые а/м 7ед.ТС. Владелец — юр.лицо. Шесть чел. постоянных водителей. Механик, высшее по профилю. Аттестован, стаж, опыт. Право подписи в путевых. Всё укомплектовано и работало.
    В конце 2020г. реорганизация (оптимизация).
    Стало.Перевозки для собственных нужд (сотрудники, документация,оборудование). Легковые а/м 4ед.ТС. Владелец, тот же — юр.лицо. Механика нет. Два человека постоянных водителя, т.е. каждый день одновременно задействовано два ТС. Сложность ситуации в том, что территориально ТС и закреплённые за ними водители, находятся в разных городах, и таким образом сами вынуждены вести путевые листы. Один не обучен, (есть высшее непрофильное). Второй — обучен, но срок аттестации истёк (средне-техническое). У обоих водителей 30 летний водительский стаж и опыт оформления документов.
    Но…, интересует именно юридически подкованная сторона вопроса.
    Вопросы:
    Какие действующие нормы в настоящем времени в данном случае применимы?
    Какие санкции грозят (если грозят) в отсутствии проф.специалиста(ов)?
    Как правильно оформлять путевые?
    Нужен ли организации ответственный по БДД?
    Контролёр по выпуску ТС на линию?

    • Главное. Перевозка (перемещение) для собственных нужд только легковыми авто. Все обязанности это п.1 статьи 20 ФЗ-196. Там нет квалификационных и профессиональных требований к ответственным и водителям, там нет требований к аттестации, там нет требований о назначении ответственного за БДД (обязанность превращается в право).

      Первый момент. Организация работы штата. По умолчанию, за выполненние требований п.1 статьи 20 ФЗ-196 ответвечает ваш руководитель. Он по сути по умолчанию и явялется ответственным за БДД и за техническое состояние и эксплуатацию авто. Если он не хочет (или неможет, не умеет) этим заниматься, то назначет компетентных сотрудников заниматься этими вопросами (делегирует им свои обязанности и ответственность).

      Второй момент. Организация эксплуатации транспорта. Есть требования о не допущении выпуска неисправного транспорта на линию, значит он должен быть проверен до выезда на линию. Документально оформляется отметкой в путевом листе (или журнале). Если авто и водители находятся в разных городах, то надо понимать, что не получится закон натянуть на текущую ситуацию. Необходимо организовать работу так чтобы выполнялись требования закона.

      • Если неверно понял поправьте меня.
        Из Вашего ответа сделал вывод, что (в нашем случае) каждый из водителей должен быть аттестован по программе специалистов БДД и контролёров по выпуску ТС?

        Контроль а/м перед выездом нами производится в любом случае.
        Вопрос заключался в том, что ни у кого из нас нет права подписи в путевых листах. Какие санкции грозят (если грозят) в отсутствии проф.специалиста(ов)?
        Получается, что руководитель действует на свой страх и риск?
        На обучение и аттестацию нужно время, а текущий рабочий функционал никто не отменял.

        • Конечно вы не поняли. Если вы эксплуатируете транспорт только для собственных нужд, и у вас нет автобусов и грузовых авто (вы же сказали что у вас только легковые), то все требования пункта 2 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» …… НЕ ДЛЯ ВАС. Если вы внимательно прочитаете пункт 2, то именно там «сидят» требования про аттестацию и прочее. Ваши требования — это требования пункта 1, там нет никакой аттестации.

  13. Константин спасибо, вроде разобрались.
    Получается, что водители (в нашем случае), сами «ведут» путевые листы.
    Сам себе выдаёт и принимает ТС у себя же (выпуск на линию, а/м принял в технич. исправном состоянии, за диспетчер-нарядчика и механика) право подписи.
    Обязанность трансформируется в право??

    • Есть должностная инструкция. Сотрудник должен выполнять только ту работу которая там написана. В должностной инструкции есть главы: Функции, Обязанности, Права, Ответственность. Так что нет трансформации. Согласно должностной инструкции есть четкое разделение обязанности и права.

  14. Константин Валентинович. Инспектор ГИБДД оштрафовал нашего водителя детского автобуса, за отсутствие маршрута на отдельном бланке, хотя маршрут прописан в заказ-наряде. Правомерно ли это?

    • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. N 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», цитируем:
      «…18. При осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования) и документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о:
      а) пункте отправления;
      б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;
      в) пункте назначения;
      г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) — в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении…»

  15. Константин, добрый день.
    Подскажите, возможно ли по нормам действующего законодательства осуществлять перевозку пассажиров на автобусе, взятом в аренду(без водителя), если у организации есть лицензия и все необходимое?
    Спасибо.

    • Конечно можно. Только с обязательным соблюдением всех требований обеспечения БДД

Добавить комментарий для Надежда

ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
и Будьте в курсе новых статей
В РАССЫЛКУ
Close
Ответственному по БДД!
Не пропусти
Вы всегда узнаете первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению БДД
Держите меня в курсе
ПОДПИШИТЕСЬ, это бесплатно!
Узнавайте первым об изменениях в законах, интересных статьях и готовых решениях по обеспечению ББД
В РАССЫЛКУ
Close
АНКЕТА
Присоединяйтесь к команде профессионалов

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.
ЗАЯВКА
На поиск кандидата (специалист/профессия)

ОТПРАВИТЬ 
Мы против спама. Всё конфиденциально.